,
Сколько на самом деле зарабатывают банковские служащие, чего хотят руководители, какие правила нужно непременно соблюдать и кто может разлучить любовников? Бывший банковский служащий рассказывает о нюансах работы в разных банках.
Текст: Евгения Волункова, иллюстрации: Наталья Пирожкова
Про трудоустройство
— Я работала в разных банках на разных должностях. Была экономистом, работала с клиентами, во внутреннем контроле. А начинала с секретаря. Когда мне только предложили эту работу, я занервничала – банковская область была дикой и не понятной. К тому же, у меня не было никакой строгой одежды, а на собеседование нужно было выглядеть презентабельно. Помню, как вечером накануне собеседования мы с мамой бегали по магазинам в поисках костюма.
— После собеседования я была уверена, что провалилась. И очень расстроилась из-за того, что зря купили такую дорогую одежду. Звоню маме: «Нужно сдать костюм в магазин. Меня не взяли». Но мама сказала — пусть костюм будет. Через неделю мне позвонили из банка и сказали, что я могу выходить на работу.
Про дресс-код
— Сложнее всего было свыкнуться с правилами. В банке они специфические и часто строгие. Например, в одном был ужасно строгий дресс-код. Белые блузки, темные брюки и юбки не выше колена – вся допустимая одежда и зимой, и летом. Если ты в юбке, обязательны чулки, если в брюках – туфли. Кстати, летом в чулках и пиджаках нам не было жарко – кондиционеры работали на полную мощность. Из-за них ,кстати, у нас часто случались разборки: кому-то жарко, а кому-то холодно. И как быть?
— В каждом банке есть кодекс корпоративного поведения. В моем банке в нем было прописано, как мы должны одеваться, вплоть до нижнего белья. Если блузка светлая, белье тоже должно быть светлое, не должно просвечивать из-под одежды. Когда сидишь, край трусов не должен выглядывать из брюк.
— За «неправильную» одежду устраивали выволочку. Причем, с придирками часто перебарщивали. У нас была управляющая, шестидесятилетняя дама. Она ввела строгий дресс-код и рьяно следила, кто во что одет. Однажды она придралась к одной из сотрудниц за то, что её блузка была не того оттенка. Помню, мы все выстроились вряд. Она нас ругает, говорит, как мы не умеем одеваться, какие мы неприличные. А сама в гипюровом топике с накинутым на плечи пиджачком. Было очень обидно.
— Одежда – это вообще был кошмар для многих. На неё уходила большая часть зарплаты, потому что хорошая блузка стоит не пятьсот рублей. А надо носить хорошую, потому что стираешь её после каждой носки. Дешевая одежда быстро выходит из строя – появляются катышки и потертости.
Про общение с сотрудниками
— Ещё в корпоративном кодексе было прописано, как общаться с сотрудниками. Дословно не помню, но как-то: «Общение с сотрудниками должно быть дружелюбным, но не дружеским и должно ограничиваться рамками работы». То есть, по мнению руководства, мы роботы: пришли на работу, поздоровались с коллегами и весь день молчим. Причем, общение не приветствовалось даже после работы. Идешь, например, с коллегой вечером пить кофе, а руководство недовольно.
— Вообще, во всём, что касается отношений в банке, была строгость. Увольняли за выданные родственникам кредиты, и ни в коем случае нельзя было работать с близким человеком в одном банке. Если, например, сотрудники одного банка встречаются и собираются пожениться, кто-то один должен уволиться.
— При мне одну пару хотела разлучить служба безопасности. Сотрудники службы отследили их переписку по почте и по одному вызывали на «беседу». Парню говорили, мол, как ты можешь с ней встречаться, она такая сякая, нехорошая! И девушке то же самое. В конце концов, парень ушел из банка, они поженились, и всё стало хорошо.
Про причуды руководства
— Если в одном банке был строгий дресс-код, то в другом всё могло быть иначе. Например, однажды руководитель собрал нас и сказал: «На улице весна. Я хочу, чтобы в банке было больше секса! Одевайтесь ярче, и интереснее станет работать. На работу должно стоять!» После этой вдохновенной речи некоторые сотрудницы пришли на работу в леопардовых лосинах и белых прозрачных блузках. И был секс.
— Вообще, у каждого руководителя свои причуды. Если один хотел в банке секса, другой очень хотел, чтобы на совещаниях не спали. И потому мы на них стояли. И он тоже говорил стоя, с небольшой трибуны.
— В одном из банков мы общались с коллегой-мужчиной. Вдруг к нам подошел начальник отдела персонала. Умудренная опытом, я подумала: «Всё, сейчас будет выговор». А он улыбнулся и привел статистику браков, заключенных в их банке. И намекнул, мол, вперед, ребята! Вот такой разный подход к дисциплине в разных банках.
Про коллектив
— Работать в банке проще «своим». Знакомым. Если ты друг начальника – вырастешь быстрее. Очень ощутимо деление на своих и чужих. На тех, кого кто-то привел, и тех, кто пришел сам. Причем, если на одну должность рассматривают двух людей, то берут не того, кто умный и с улицы, а того, кто глупый, но свой.
— Свои и чужие разделяются на коалиции и находятся в негласном состоянии войны. Это очень мешает работе. Бывает, тебе от человека из «другой коалиции» нужен важный документ или отчет. А он не дает. И ему все равно, что это нужно для работы.
Про клиентов
— Клиенты все разные, но принцип общения с ними один – вежливость, готовность придти на помощь, приветливость и обязательно терпение. Уважительное отношение должно быть ко всем одинаковое, не важно, есть у клиента «золотая» карта или нет.
— Некоторые клиенты приходят только к одному конкретному работнику. Недавно я встретила бывшую сотрудницу, и она рассказала, что один её бывший клиент до сих пор приходит в тот банк, где она работала и спрашивает её. Ему говорят, что она давно не работает. А он надеется: «Вдруг вернется?»
— Менеджер, которая меня стажировала, как-то сказала, что у каждого работника есть клиент, который будет тебя люто ненавидеть. Пусть все носят шоколадки, один обязательно будет проклинать. И так и было.
— Приятный момент в работе с людьми – поднятие его настроения. Бывает, что человек приходит из другого банка разъяренный – там ему нагрубили или не помогли. Или просто у него что-то случилось, и он хочет убивать. И когда поговоришь с ним вежливо и с улыбкой, он меняется на глазах. Некоторые тут же бегут за шоколадкой.
— Был один клиент, дедушка. Он звонил и рассказывал обо всей своей жизни. Про сноху, про сына, про соседей. Сидишь и слушаешь. Когда я ему говорила, что личные разговоры с сотрудником банка исключены, он тут же интересовался вкладом или курсом валют. Выслушивал ответ на вопрос и продолжал рассказывать про внука.
Про минусы и плюсы
— Самый большой минус в работе – те самые коалиции. Ещё неприятны корпоративы. После банковских я их в принципе не люблю и не посещаю. После вечеринки сотрудники обязательно обсуждают, кто как был одет, с кем танцевал, сколько выпил… Такое невыносимое перемывание костей.
— Большой минус работы в банке – запрет на подработку. Причем, на любую – берешь ты работу на дом из другого банка или работаешь по ночам вахтером. А вдруг ты сливаешь кому-то банковскую информацию? Узнают – могут уволить.
— В банках нам часто намекали, что мы все винтики, и незаменимых нет. И никто нас не держит. И если вылетишь, в другой банк уже не возьмут. Всё это напрягало.
— Работа в банке интересная. Когда я пришла, прямо горела желанием скорее узнать, что происходит с деньгами, когда кладешь их на карточку, как делается перевод. Мне нравилось изнутри изучать работу этой огромной машины, интересно было общаться с людьми, помогать им.
— Работая в финансовой сфере, я кое-чему научилась. Например, тому, что ни в коем случае нельзя брать кредит. Если есть возможность, лучше занять у родственников. И держаться до последнего. Кредит – это только если совсем нет никакого выхода.
— После работы в банке я не боюсь общаться с людьми, мне легче проходить собеседования. После собеседования, на котором могут спросить «А сколько ты стоишь?» ничего уже не страшно.
Про нюансы
— Банковский служащий должен быть готов ответить на любой вопрос клиента и потому должен быть в курсе всего. Знать курс различных валют, уметь рассказать о всевозможных вкладах и кредитах и вообще должен быть эрудированным. Один клиент как-то спросил у меня, какое расстояние от Земли до Луны, а иностранцу, который менял в нашем банке валюту, мы рассказывали, где купить авиабилеты и как доехать до аэропорта.
— К сожалению, в банке много бесполезной работы – всё это подшивание документов, составление бесконечных отчетов. Причем, в каждом банке своя схема работы, и если ты переводишься из одного банка в другой, весь твой предыдущий накопленный опыт обнуляется. Особенной проблемой это становится для людей в возрасте.
— Первое время я засыпала над документами. Когда ради одной нужной фразы читаешь двадцатистраничное положение, в котором масло масляное – сложно не клевать носом. Зато теперь чтение меня бодрит.
Про график и обед
— График работы очень строгий. Опаздывать нельзя, отлучаться нельзя. Официально рабочий день банковского служащего длится с 8 до 17 часов. Но часто задерживаешься до восьми, берешь работу домой на выходные. В некоторых банках задерживаться на работе запрещено. Возможно, эти строгие правила ввели после того, как в Тольятти в одном из банков сотрудник украл 15 миллионов. Тихий был, трудолюбивый. Оставался после работы, не просил прибавку к жалованию… А потом слинял с кучей денег.
—На обед успеваешь не всегда.
В одном банке вместо обеда я раскладывала по папкам документы. В другом банке нас заставляли есть вне офиса.
А столовых рядом не было. До ближайшего общепита надо было идти 20 минут, еду несли 30.
И никак нельзя было успеть. Руководство знало об этом, но комнату приема пищи не оборудовало. Руководители ели в своих кабинетах или ходили в ресторан – им позволяла зарплата. А нас ругали, если замечали, что жуем на рабочем месте.
— Однажды я спросила у начальницы, где мне есть? Она сказала: «Кушай внизу». А внизу тоже кабинеты и коридор. Где там есть? «Ешь рядом с ксероксом в коридоре», — посоветовала она. А я сказала: «Хорошо, давайте отобедаем там вместе». На тот момент я написала заявление об уходе в другой банк, потому была смелая. После этой истории на собеседованиях я всегда спрашивала, как обстоят дела с обедом? Кстати, именно работая в банке я заработала язву желудка.
Про зарплату
— Вопреки общественному мнению, зарплаты в банках маленькие. Хорошо зарабатывают только начальники, а обычные служащие зарабатывают средненько. В некоторых банках, правда, дают квартальные премии и бонусы за привлеченных клиентов по кредиту. А в других на восьмое марта не дадут и ста рублей.
— Когда говоришь кому-то, что работаешь в банке, видишь огонек зависти в глазах. А в поликлинике, когда слышат, что работаешь в банке, выписывают самые дорогие лекарства.
— Приходит как-то бабусечка, кладет два миллиона в банк. И приговаривает: «Вот, мало, конечно, но сколько уж есть… У вас-то зарплаты огромные, для вас два миллиона – не деньги!» Ну, не станешь же перед ней оправдываться.
Про причины ухода
— Я ушла из банка, потому что на совещании руководитель сказал, что нужно развиваться. «Поставьте себе цели, – сказал он, – напишите на листочке, чего вы хотите достигнуть в жизни». Я написала зарплату, многое другое и поняла, что на этом месте мне будет трудно достигнуть своих целей. Не могла же я попросить в обход других повысить мою зарплату? Хорошо подумав, я ушла совсем в другую сферу. И сейчас счастлива.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте