,
В столице завершился фестиваль реконструкторов «Времена и Эпохи». Здесь ежегодно собираются мастера своего дела, равных которым в мире нет. В этом году в очередной раз участниками самого крутого исторического феста стали самарские реконструкторы. Они в числе других участников оживляли средневековые осадные машины.
В России людей, которые умеют из них стрелять – несколько десятков человек. Пятеро – наши земляки. Корреспондент ДГ пообщался с представителем самарской команды Николаем Чеботаревым и узнал все премудрости уникального ремесла реконструкторов.
Фестиваль «Времена и Эпохи» собрал в этот раз шесть тысяч реконструкторов со всего мира. И на первые 12 дней лета Москва превратилась в машину времени. Железный век, античность, раннее средневековье, Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, начало XX века – можно было переместиться в любую из этих эпох.
На фестивале была особая площадка – «Парк осадных машин». Участник самарской команды Николай Чеботарев объясняет ДГ, в чём уникальность их реконструкции:
— Еще никогда на моей памяти воссозданные в наше время средневековые осадные машины не подвергались такой стресс-нагрузке. По хроникам прошлого мы знаем, что зачастую осады крепостей велись много месяцев подряд. И что применялись камнеметные машины. А вот технические подробности не раскрываются. Но любой механизм имеет свой предел, после которого нуждается в техническом обслуживании.
Именно этот предел мы и нащупали на семидесятом примерно выстреле из требушета. После чего наша техническая бригада забыла о спокойной жизни — ведь фестиваль только начался! Из этого делаем вывод — в средние века при каждом требушете должен был быть дежурный доктор», который контролировал машину во время выстрела.
Перед фестивалем около 30 человек из Москвы, Подмосковья, Питера, Ельца и, конечно же, Самары приняли участие в их сборке возле Симонова монастыря, в городской черте Белокаменной. После сборки началось обучение — каждый стрелок попробовал себя в качестве заряжающего, наводчика и командира расчета.
А на следующий день пострелять из осадных машин мог любой желающий горожанин и гость столицы. От желающих не было отбоя. Николай, объясняя ДГ устройство осадных машин, признался, что, несмотря на грозный вид техники, стрельба проходила довольно мирно:
— Баллиста — это такая штука, чтобы метать копья в противника. Копья для лучшего полета снабжены «оперением» из кожи, совсем как стрелы. А еще у нас есть требюше, то есть машина для стрельбы камнями по вражеской крепости. Летят отлично. Была бы еще вражеская крепость — вообще бы оторвались по полной. Но в городской черте наши стрельбы проходят довольно дружелюбно и весело.
Николай рассказывает, что осадные машины появились на свет в мастерской краснодарского отделения клуба «Берн»:
— Те требушеты, которые освоили мы во время поездки на фестиваль «Времена и эпохи», появились на свет благодаря стараниям наших краснодарских камрадов, местного отделения клуба «Берн». Главным инженером выступил Владимир Радомский, у него уже был опыт в изготовлении разного рода средневековых механизмов. А вот команда ему досталась сборная. Помимо краснодарцев, пять человек из Самары, а также представители военно-исторических клубов из Москвы, Подмосковья, Питера, Ельца.
Несмотря на это, нам удалось быстро сработаться друг с другом, поскольку каждый выстрел из требушета сродни прыжку с парашютом. Масса ответственности у каждого и общее внимание к мелочам. Когда при подготовке к выстрелу слышно, как от натуги трещат толстые пеньковые канаты, а выстрел сопровождается коротким свистом, уделяешь особое внимание технике безопасности.
Машины собирали на месте. Детали готовили заранее и привезли с собой. Ведь сдвинуть нормальный требушет хотя бы на полсантиметра, когда он собран, совершенно нереально. Поэтому-то пускать такие машины в «массовое производство» дело довольно затратное, и торопиться с этим не стоит, говорит Николай Чеботарев:
— Такие механизмы – дело очень затратное сразу по трем причинам. Первая причина – стоимость изготовления. Приличный требушет должен уметь закинуть камень весом от двух килограммов на расстояние до ста метров. Посему его конструкция должна быть максимально прочной. Прочность обеспечивается мощностью всей конструкции, которая весит от тонны и более. Легче не сделаешь, иначе требушет не выдержит постоянных нагрузок. А за каждый килограмм деревянного бруса, из которого он собран, нужно заплатить денежку. И немаленькую.
Вторая причина, по которой владеть требушетом удовольствие недешевое, это его хранение. На улице не поставишь, дерево рано или поздно «поведет» и конструкцию перекосит, нарушится точность стрельбы. Значит, нужно сухое тёплое помещение. Это тоже деньги. Поскольку таких помещений, что бы он влез туда целиком, в природе мало, нужно делать его разборным. Отсюда появляется перспектива его транспортировки, ибо на легковушке такой агрегат не увезешь.
Третья причина – стоимость постоянного ремонта и контроля технического состояния машины. После 50 выстрелов небольшой требушет начинает терять дальность, точность и так далее. Зачастую приходится менять веревки, регулировать противовес. Даже барабан, на который веревка наматывается, не вечен. Мы меняли его где-то на четвертый-пятый день. И чем требушет больше, тем чаще надо проводить техническое обслуживание.
Внедрять осадные машины в Самаре, например для «Ратного дела», возможно будет только, после решения вышеперечисленных проблем – считает Николай. Пока же весь накопленный материал он планирует использовать в своих лекциях и статьях.
Скоро в Самаре тоже пройдёт крутой исторический фестиваль — «Ратное дело: Самарский острог». Интервью с его организатором Игорем Майоровым можно почитать здесь.
Используемые в материале фотографии предоставлены агентством исторических развлечений «Ратоборцы» и взяты из архива Николая Чеботарева. Фотография обложки – Светлана Петрусенко.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»