,
«Пять кварталов», пять высоток – проекты похожи друг на друга своей несуразностью. В первом случае – оголтелая застройка исторического центра. Во втором – окружение десятиэтажными домами несчастной хрущёвки и уничтожение единственной детской площадки в районе Мичурина, Скляренко, Луначарского и проспекта Масленникова. По сути, застройка центра географического.
Корреспондент ДГ разобрался, как изменится жизнь района после строительства, и почему местная власть дала на это разрешение.
Мэрский бэкграунд
До конца 50-х годов прошлого века напротив 26 дома по Луначарского было озеро. Точнее, дома тогда ещё не было, появился он, когда озеро высохло. Рядом с образовавшимся пустырём вскоре возникла хрущёвка – дом по проспекту Масленникова, 11. Ближе к концу столетия построилась угловая девятиэтажка на Мичурина, 112. Специального места для детской площадки не нашлось. Она возникла стихийно, на том самом пустыре, где было раньше озеро.
Пока дети резвились на поросшем травой участке земли, в верхах обсуждали, как этот участок выгодно «приспособить». И в 2005 году импровизированную детскую площадку разрешили застраивать компании «Производственная ассоциация домостроительства» («Прад»). Это было одно из последних непопулярных решений мэра Самары Георгия Лиманского. «Производственная ассоциация домостроительства» известна тем, что пользовалась его негласным покровительством. Разрешение выдали на три года, и «Прад» вполне мог успеть возвести на пустыре новый дом, если бы Лиманский не проиграл выборы в 2006-м.
С приходом Тархова ООО «Прад» постепенно утратила влияние. За три года компания так ничего и не построила на этой площадке. Срок разрешения истёк, но площадка по-прежнему оставалась в аренде у разваливающейся компании. При этом постановление о сдаче этой земли в аренду не признали незаконным, как это часто тогда происходило. Наоборот, в 2010 году департамент строительства даже выставлял землю на аукцион. Однако застраивать площадку желающих не нашлось.
Октябрьская администрация от неё тоже отнекивалась. На просьбы местных жителей о благоустройстве территории чиновники отвечали: дескать, участок в частной собственности, трогать его нельзя. И только в 2013-м, когда «Прад» захлёбывался в долгах, они передали арендованный участок компании «Дом» –дочке одной их крупнейших строительных фирм области ООО «Град». Судьба участка была предопределена.
Незадолго до передачи участка «Дому» здесь капитально отремонтировали теплотрассу, которая проходила ровно по центру нынешней стройплощадки. Но меньше чем через год трубу перенесли. Местные жители поняли, что это был первый этап подготовки к строительству. И начиная с 2014 года они стали обращаться к главе города, губернатору, прокурору, министрам, депутатам губернской думы. Чтобы успокоить народ, в 2015-м на выборах в райсоветы Октябрьского района в программке победителей были пункты «Запрет на точечную застройку» и «Строительство спортивной площадки на Луначарского, 26».
Жители обещаниям не очень поверили, но всё же понадеялись на добросовестность чиновников. Однако уже в 2016 году территорию, которую обещали благоустроить, переводят в зону Ж-4 (дома высотой 10 этажей и выше), а в мае 2017-го её обносят бетонным забором и начинают строительство.
Пять вместо одного
Несмотря на многолетний бэкграунд, стройка началась неожиданно. Мне об этом рассказывает жительница 11-го дома по проспекту Масленникова Марина Доброхотова:
— В пятницу, 19 мая, начали устанавливать бетонный забор. Рабочие нам сказали, что это под строительство новой детской площадки. Потом сказали, что просто благоустраивать территорию будут. Нам предъявили документы – оказалось, что разрешение на строительство у них истекает 29 мая, а согласования от ГИБДД на въезд стройтехники во двор вовсе отсутствует.
Сделать мы особо ничего не могли. Они забор строить начали в пятницу, и за выходные всё закончили. Пытались, конечно, приостановить рабочих. Сосед с первого этажа, которому забор полностью вид из окна перекрыл, под колёса «бросался». Всё равно это не помогло.
Дом Марины пострадает от строительства больше всего – бетонный забор, которым обнесли площадку, плотно примыкает к стенам хрущёвки. Первые этажи лишились вида из окна. Края забора «трутся» о балконы второго этажа. Тем, кто повыше, гарантированы строительная пыль и постоянный шум. Жильцы близлежащих домов тоже не в восторге от застройки – их дети лишаются единственной на районе детской площадки.
Сразу после возведения бетонного забора, 23 мая, жители нескольких домов собрали подписи и обратились к мэру с просьбой остановить застройку. Однако уже 29 мая компании «Дом» продлили разрешение на строительство до января 2018 года.
Справедливости ради стоит отметить, что мэрия ещё в 2016 году отказала компании в застройке площадки. Однако дочка одного из крупнейших строительных холднигов Самарской области так просто не сдалась. Арбитражный суд обжаловал отказ городской администрации и обязал её повторно рассмотреть заявление компании.
Ещё один житель дома на Масленникова, 11, Владимир Валькевич, в альтруизм городских чиновников не верит. По его мнению, мэрии дали свободу выбора, которой она распорядилась не в пользу местных жителей:
— Решение суда не значит, что мэрию заставили выдать застройщику разрешение. Ведь она могла повторно рассмотреть его заявление и принять решение «против». Но документы по объектам передали на региональный уровень. И в областном Минстрое решили продлить разрешение на строительство.
Застройщик, в свою очередь, останавливаться на одной десятиэтажке не собирается. Местные жители признаются, что, когда только начинали возводить забор, строители показали им полноценный план застройки, где, кроме одной высотки, обозначены ещё четыре. Они расположатся полукругом, опоясывая хрущёвку на Масленникова, 11. Таким образом, жильцы пятиэтажки окажутся «замурованными» в собственном дворе.
Компромисс
Пока компания получила разрешение на строительство лишь одной десятиэтажки. Однако оформление документов на дальнейшее строительство можно считать делом техники. Ведь строители заручились поддержкой власти. Чиновникам уже набили оскомину просьбы местных жителей благоустроить территорию в этом районе, а застройщик обещает сделать это за свой счёт.
Согласно проектной документации, предусмотрено расширение существующей детской площадки во дворе 26 дома по Луначарского и устройство спортивной площадки у 19 дома по проспекту Масленникова. Правда о качестве речь не идёт. Так, в той же проектной документации указано, что на 49 квартир в новом доме предполагается только восемь парковочных мест. Прибавить к этому ещё четыре запланированные очереди десятиэтажек — получится парковочный хаос. И это не учитывая машины жильцов соседних домов.
Формально застройщик заручился поддержкой и местных жителей. По словам Марины Доброхотовой, компания пообещала жильцам разваливающейся двухэтажки на Луначарского, 20, которая стоит по-соседству с Масленникова, 11, квартиры в строящемся доме. На месте опустевшего здания появится одна из очередей десятиэтажки. Такой вариант также устраивает администрацию, у которой вечные проблемы с расселением ветхого жилья.
Степень компетенции чиновников районной администрации хорошо иллюстрируются действиями заместителя главы Октябрьского района Олега Ивахина. Обращение противников застройки Ивахин переслал 5 июня главе департамента градостроительства Сергею Рубакову, в то время как тот с 3 июня находился под стражей по подозрению в получении взятки.
Как рассказала мне жительница 112 дома по Мичурина Вера Коротина, вопрос о застройке территории обсуждался за закрытыми дверями:
— Ещё до приезда строителей и возведения бетонной стены главный по 19 дому на Масленникова был на совещании в районной администрации, где обсуждали вопрос застройки площадки. Со стороны местных жителей там было несколько человек, которые, понятное дело, ничего не решали. Сам Николай молчал. Его двор, в отличие от соседнего, включили в программу «комфортной среды». Плюс застройщик обещал спортплощадку. Вопрос с нашей площадкой решился без нас.
***
Когда бездействуют органы власти, остаётся защищать свои права юридически – обратиться в областную прокуратуру. Жители обращались. Их заявления спустили до районной прокуратуры. Там они, скорее всего, и завязнут. Остаётся суд. Но в этом случае придется привлекать адвоката, доказывать, какие именно права нарушены, что гораздо сложнее. К тому же жильцы уверены, что суд будет только на руку застройщику – пока процесс будет неспешно идти, они всё уже благополучно построят.