,
Без преувеличения можно сказать, что одним из самых популярных фестивалей, проходящих на территории нашей губернии, был и, к счастью, остается фестиваль «Ратное дело». Ежегодно несколько тысяч зрителей могут лицезреть сражения отрядов Запада, Руси и Степи в полях под Старым Буяном.
Путь устроителей фестиваля не был устлан розами, и, как итог, в 2015 году для широкой публики он и вовсе не проводился. В прошлом году «Ратное дело» обрело новую площадку близ села Кинель-Черкассы. А в 2017-м фестиваль кардинально сменит и свою историческую тематику. На смену XIII придет век XVII, «бунташный», когда на кону в большой геополитической игре стояло существование Российского государства. Самара в этих «играх престолов» занимала не последнее место.
Обо всем этом в преддверии фестиваля «Ратное дело: Самарский острог» мы поговорили с одним из его организаторов Игорем Майоровым.
— В этом году вы впервые организовываете фестиваль, посвященный истории Смутного времени?
— Да, в Самаре это будет первый прецедент. Хотя фестивали по этой исторической эпохе проводятся в соседних городах, например, в Волгограде. А Самара остаётся не охваченной. Связано это с тем, что людей, интересующихся этой эпохой, в нашем городе до определенного момента не было. Но несколько лет назад на базе клуба «Легенда» появились те, кто заинтересовался XVII веком и стал изучать тему самарских стрельцов. Мы съездили на несколько фестивалей и задумались над тем, чтобы сделать что-то подобное в Самаре.
— Ну правильно, а чем мы хуже!
— Да. А тут сложилась еще такая ситуация, что основная часть оргкомитета «Ратного дела» за семь лет немного устала и решила в этом году сделать паузу и дать себе передышку. Ну, а году то зачем пропадать? И теперь у нас будет чередование фестивалей по XVII веку и по ставшему уже привычным тринадцатому.
— В этом году «Ратное дело» пройдет там же, где и в прошлом, в Кинель-Черкассах?
— Да. Нам очень повезло, что администрация Кинель-Черкасс, от главы района и до главы поселения, с большим энтузиазмом отнеслись к идее проведения фестиваля и оказывают нам всестороннюю помощь.
— Как изменилось количество зрителей в прошлом году, в связи со сменой площадки?
— Их стало меньше, конечно. Безусловно, сыграл свою роль фактор удаленности новой площадки. Но тысячи три зрителей на «Ратном деле -2016» собрались. В Старом Буяне было порядка пяти тысяч. Но нам выбирать не приходится. Либо фестиваль будет на той площадке, которую нам предоставили, либо его не будет вообще.
К слову, в связи с удаленностью места проведения фестиваля, мы постарались оптимизировать его программу, чтобы зрители, добирающиеся к нам на автобусах, не пропустили ничего интересного.
— Вот об автобусах и поговорим. Планируется ли в этом году «целенаправленная» доставка зрителей на фестиваль, как это было раньше?
— Скорее всего, ее не будет. Дело в том, что в этом году фестиваль проводится исключительно на средства администрации Кинель-Черкасского района, а они, сами понимаете, не безграничны. Даже когда мы сами организовывали платную доставку зрителей автобусами, то не смогли по затратам выйти в ноль. И радовались, когда убытки от аренды транспорта были для нас минимальными. Но несмотря на все это, мы надеемся, что сможем в этом году организовать доставку зрителей на фестиваль автобусами.
— Давайте поговорим об исторической канве фестиваля. О чем, грубо говоря, на нем будет идти речь?
— О событиях Смутного времени (первая треть XVII века — прим. ред). В тот период произошло сильное ослабление центральной власти, что развязало руки тем же самым кочевникам, для защиты от набегов которых и была в свое время построена Самарская крепость. В нее, например, пришли саратовские стрельцы, когда их город был сожжен войском Ногайской орды. Активизировались «воровские люди», казаки. Атаман Заруцкий, покровитель Марины Мнишек, находясь в Астрахани, собирал войска для похода по Волге к Казани. Таким образом, в Поволжье лишь Самара оставалась островком стабильности и защиты интересов государственности.
И в рамках фестиваля будет разыграна некая ситуация, когда есть небольшое укрепление, где несут службу стрельцы — «государевы люди», заметившие, что какой-то экспедиционный отряд мятежников-казаков и европейских наемников пытается нащупать брешь в их обороне.
— То есть это будет безымянное укрепление без привязки к Самарской крепости?
— Да, мы назвали фестиваль «Самарский острог», хотя наш город к тому моменту уже был крупной крепостью. Поэтому главным героям фестиваля будет острожек, который стоит где-то на подступах к ней.
— Подведем итоги. Какие у нас будут персонажи: стрельцы, мятежники-казаки, кочевники-ногайцы…
— Последних не будет, потому что нет реконструкторов, которые занимались бы именно кочевниками XVII века.
— Но зато будут ландскнехты, европейские наемники. Верно?
— Да, наемники будут, но не ландскнехты, они все-таки относятся к XVI веку.
— А вообще, с исторической точки зрения их участие в этих событиях оправдано или это такая вольность, которую можно допустить?
— Теоретически они могли быть в Поволжье того времени. Ведь Русь еще в XVI веке начала активно перенимать европейский опыт ведения войны. Активно приглашались на службу иностранцы в качестве военных инструкторов и оружейников. Можно сказать, что Петр I распахнул двери в Европу, а окно было прорублено еще веком ранее.
— К слову, несколько позже Смуты, в 1670-х годах, трое самарских воевод были немцами. Но вернемся к военной тематике. Будет ли в ходе фестиваля применяться огнестрельное оружие и артиллерия?
— Конечно. Будут, само собой, стрельцы с пищалями, надеюсь, что приедут московские рейтары. Очень красиво, когда они на своих лошадях в начищенных кирасах стреляют из пистолетов. Едут к нам стрельцы из города Бирска и везут с собой пушечку. Так что вся огнестрельная красота, конечно, будет присутствовать.
— А мастер-классы по обращению с огнестрельным оружием XVII века будут?
— Да, мы планируем их организовать. Продемонстрируем принципы работы и пищалей, и пушек.
— Как изменится программа фестиваля в этом году, будет ли в ней что-то кардинально новое или все пойдет по проверенной схеме?
— Новшества будут с поправкой на эпоху. Например, мастер-классы по обращению с пикой, бердышом…
— А немилитаристские активности будут, как это было на фестивале по XIII веку — ткачи, гончары?
— Да, конечно, мы позовем мастеров и ремесленников. Все это мы будем анонсировать в нашей группе по мере приближения фестиваля.
— А по количеству именно реконструкторов — их будет столько же, сколько на «Ратном деле» по XVII веку?
— Максимально в лучшие годы собиралось до 200 человек. Но надо сказать, что для российского фестиваля по XIII веку это большая цифра. Скажем, X век — времена викингов — собирает куда больше.. Например, фестиваль в Ельце — «Русборг» — собрал в прошлом году тысячу человек!
— Кошмар. Они ведь Елец могли захватить. Вот заголовки бы были в СМИ!
— Там, кстати, был любопытный случай, один из викингов копьем сбил пролетающий квадракоптер. Но вернемся к XVII веку. Фестивали по этой эпохе собирают немного участников. Мы ожидаем максимум 100 человек. Но здесь есть нюанс. 90% участников выйдут на поле боя. А на фестивале по XIII веку половина участников — это «лагерь»: женщины, дети, различные «небоевые» персонажи.
Вообще, реконструкторы XVII века в России — это люди в большинстве своем зрелые. Которые хотят «красивости», чего-то эффектного.
— Небольшое философское размышление. В истории нашего города есть некие реперные точки, которые освещаются со всех сторон: «Самара космическая», «Куйбышев — запасная столица», «Купеческая Самара», а XVII век как-то оставлен за скобками. Между Засекиным и Татищевым, условно говоря, белое пятно. Сталкиваешься ли ты с недостатком исследований по этому периоду?
— Да, тема изучена достаточно слабо. Конечно, исследована хронология, событийная часть. В частности, в работах Эдуарда Дубмана. Но это один исследователь. Если брать какие-то более узкие темы, скажем, жизнь самарских стрельцов, то таких исследований нет. И вот эта «неосвещенность» (помимо того, что XVII век мне просто нравится как историческая эпоха) побудила меня ею плотно заняться. Тем более это история нашего города. И я надеюсь, что именно с этой стороны фестиваль 2017 года будет близок зрителям.
Читайте по теме:
— Самара в годы Смуты: 1613-1614 годы
— Очерки по истории Самары 1586-1680-х годов
Используемые в материале фотографии взяты из группы фестиваля «Ратное дело» и архива Игоря Майорова. Фотография обложки — фестиваль СтрЕлец.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»