,
Сегодня — всемирный день окружающей среды. Председатель центрального совета Российской зелёной лиги, Сергей Симак поделился с «Другим городом» своими размышлениями.
Все мы постоянно сталкиваемся с тем, что экологические права людей нарушаются в самых различных ситуациях. Люди пытаются бороться за свои права, протестуют против вырубки сквера, чтобы их не травил местный завод. Педагогическая общественность борется за экологическое воспитание в школах, и, в подавляющем большинстве случаев, все это заканчивается неудачей. Возникает вопрос: -почему?
У нас принято во всем обвинять власть, к которой действительно накопилось множество претензий. Мы говорим, что у нас сильная власть и потому гражданское общество ничего добиться не может.
Но причина, на мой взгляд, не во власти. На самом деле у нас не развитое гражданское общество и слабая власть. Разве может быть власть сильной, если она не может добиться реализации собственных решений из года в год. Например, у нас генеральные планы города не выполнялись ни разу. Никогда! Это не нормально.
Нам надо развивать гражданское общество — если у власти, какая бы она не была, будет сильный и вменяемый партнер, мы сможем влиять на процессы происходящие в стране, тогда мы сможем говорить о балансе интересов. А пока можно до бесконечности ругать власть, но мы не сдвинемся с места.
И примерно десять лет назад мы поставили себе цель – развивать различные формы самоорганизации людей для того, чтобы мы могли на равных разговаривать с властью и заниматься решением конкретных экологических проблем. Так возникла Самарский социально-экологический Союз, который несколько лет назад был реформирован в Зеленую лигу.
Была создана общественная экологическая инспекция. Мы взяли под свой общественный контроль – выявление экологической проблемы. Функции наказания виновных и устранения последствий выполняет власть. Общественный контроль может контролировать не только того, кто вывалил, например, нефтяной шлам в чистом поле, но но и власть, которая в этом случае должна выполнить вышеназванные функции.
И в 60% выявленных нарушений нам удается довести дело до конца, хотя в целом по России не выявляемость, не наказуемость экологических преступлений и правонарушений составляет более 99 процентов.
Как показало время, общественная экологическая инспекция — это эффективный инструмент устранения проблем и привлечения сторонников. Когда люди видят, что ты реально занимаешься делом и решаешь их проблемы, ты получаешь мощную социальную поддержку. Так с нами стал сотрудничать лингвистический клуб «Я полиглот». Казалось бы какая связь между изучением иностранных языков и экологией. Совместно с преподавателями клуба мы проводим уроки об окружающей среде и дни экологии в лингвистических лагерях для школьников. Подключились другие сообщества и общественные организации. С самарским фотоклубом мы проводим совместные экологические фотовыставки, туристы и рыболовы – участвуют в работе экологической инспекции. С союзом “Чернобыль – Тольятти” – занимаемся просвитетельской деятельностью, рассказываем о причинах и последствиях катастрофы на Чернобыльсой АЭС.
Различия тех, кого объединяет Зеленая лига является нашим неоценимым ресурсом. Оказалось, что быть вместе гораздо интересней и эффективней чем по раздельности. В результате, нас знают, а значит, считаются! Наша модель оказалась эффективной.
На сегодняшний день в состав Зеленой лиги входит 29 организаций, более 2000 участников и 200 инспекторов.
Многие люди и организации вынуждены бороться против чего-либо. Против вырубки, загрязнения, против произвола и так далее. Мы не боремся “против” — мы боремся “за”.
За сохранение парков и скверов, за здоровье людей, за формирование экологической культуры граждан.
Казалось бы, какая разница, стакан на половину полон или пуст, но это два принципиально разных подхода. Тем кто борется “против” всегда приходится преодолевать сопротивление, потому что никто не любит общаться с тем, кто на него нападает.
Поэтому мы не ищем врагов, — мы ищем союзников! У нас есть цели: сохранение и поддержание в нормальном состоянии окружающей среды, защита экологических прав людей, и мы ищем союзников для достижения своих целей везде — во власти, в бизнесе, в других сообществах, организациях и СМИ.
Мы объединяем, а не разделяем людей.
Наша организация ориентирована не на столицы и сотрудников, а на регионы и членов. Но проблемы экологические не только в Москве – они везде. 20 человек из столицы не решат этих проблем. Решать экологические проблемы, возникающие в Самаре должны люди, которые живут в Самаре. И у них должна быть такая возможность и инструмент. Таким инструментом, является общественная организация и мы предлагаем модель такой организации.
Существуют определенные нормы, регламентирующие благоустройство городских территорий. Например, не менее 40% территории города должно быть покрыто зелеными насаждениями общего пользования. Не менее 10 % этих насаждений общего пользования должны быть крупными скверами и парками. Ближайший крупный парк должен находится в 15-ти минутной доступности из любой точки города. И так далее.
Зеленая лига активно продвигает проект создания экологического рекреационного каркаса города. В чем идея? У нас идет постоянная борьба за защиту того или иного сквера, потому что наши парки, скверы и природные ландшафты ничем не защищены. Первый шаг, как правило, за бизнесом, который решил вырубить и застроить зеленые насаждения. Общественность узнает об этом постфактум, когда предприняты конкретные шаги и зачастую бывает поздно. Начинается конфликт.
Мы предлагаем совершенно иную схему, согласно которой мы можем заранее определить что нельзя рубить не при каких обстоятельствах.
Мы предлагаем создать на территории города особо-охраняемые территории под общей концепцией рекреационного экологического каркаса города Самары — это будет тот неприкосновенный зеленый запас, который нельзя будет трогать ни при каких обстоятельствах.
У нас есть проект положения об этом каркасе, установлены границы всех скверов, парков и т.д. Но власть не торопится реализовывать этот проект.