,
ДГ завершает подводить итоги читательского голосования о главных городских изменениях 2016 года. В опросе поучаствовало более 2 000 человек. Сегодня восемь самарских трансформаций, которые очень понравились читателям.
8. Создание Арт-лофта на Ленинградской
Странная коммерческая и социальная институция в неказистом, практически пустовавшем долгие годы доме на Ленинградской, 77 появилась в конце 2015 года. Но заметным городским явлением стала она в прошлом. Бизнесмен Павел Горланов начал сдавать самарским творческим единицам многочисленные комнаты четырёхэтажки по цене ниже рынка при условии, что арендаторы вложатся в ремонт помещений.
Буквально за полгода десятки помещений заполонили музыканты, фотографы, дизайнеры, ремесленники, художники и другие представители креативного класса. Теперь жизнь бурлит на всех этажах здания, где в подвале когда-то находился культовый арт-клуб «Бумажная Луна». И не прекращается практически круглые сутки. Во второй половине уходящего года Арт-лофт начал проводить общегородские публичные мероприятия, привлекающие тысячи посетителей, и это не считая отдельных лекций, мастер-классов и концертов, проводимых резидентами Арт-лофта.
За каких-то 12 месяцев в Самаре появилась крупнейшая точка культурного притяжения, создание которой городской казне не стоило ни копейки. А выгоду от этого явления для Самары посчитать очень сложно. Но, несомненно, она велика. Даже если посмотреть в чисто практическом, отвлечённом от творчества ключе. Например, постоянный пешеходный трафик вечером у здания решает элементарные проблемы безопасности в далеко не самом людном, светлом и благополучном квартале.
7. Бум мероприятий на крышах
Крыши — страшно недооценённое пространство в российских городах. Это огромный ресурс для развития. В Самаре культурные события на крышах проводили и до 2016 года. Но в уходящем году о них стали думать системно. Одной из главных тусовочных площадок года стал Alabin Bar на Красноармейской с открытой крышей. А «Том Сойер Фест» над мастерской Веры Закржевской в старинном особняке на Галактионовской проводил занятия Школы Центра прикладной урбанистики, устраивал лекции и концерты. Ещё одно заведение, шумевшее в этом сезоне, BoatHouse, работало на крыше парковки с видом на Волгу.
В Екатеринбурге на небоскрёбах в центре города принято устраивать общедоступные смотровые площадки, работающие как отдельный бизнес. Наши же высотки, торчащие теперь практически повсеместно, представляют из себя закрытые для горожан и туристов территории. Возможно, происходившее в этом году заставит задуматься об их использовании в общественных целях.
6. Создание сквера на Ново-Садовой
Пешеходная дорожка на Ново-Садовой, которую с подачи местных СМИ принято именовать сквером, — характерный пример создания общественного пространства не для общества, а для отчета. Городская магистраль хороша из окна автомобиля, когда несёшься вечером с работы в центр или трясёшься мимо пробки на трамвае в обратном направлении. А гулять по разделительной полосе в нескольких метрах от проезжей части — удовольствие сомнительное.
Напротив, все стремятся уйти подальше от шума и газа, скрыться за густой растительностью Загородного парка. Но деньги выделены на реконструкцию Ново-Садовой, а потому гулять пешеходы будут не в самом удобном месте для этого занятия. А тот же Загородный, парк 60-летия Советской власти, куда не ступала нога городского чиновника, или любое другое пространство, нуждающееся в благоустройстве, не получит ни рубля.
Строители полностью заменили вполне ухоженный газон, хотя могли бы и сэкономить, выложили плиткой дорожку от 3-й просеки до «Мегасити», условно выделив полосу для велосипедистов серым цветом. Вдоль дорожки провели освещение, расставили лавки для уставших пешеходов и ажурные беседки для брачующихся. Напротив Загородного парка организовали “разворотное кольцо”. В кольце посадили “альпийскую горку”, водрузив в качестве доминанты ландшафтной композиции скульптуру головоногого моллюска. Самара — дно, поэтому бронзовый моллюск уместен.
Большинство читателей ДГ проголосовали за строительство сквера на Ново-Садовой как за позитивное изменение в Самаре. Однако, как показывают полевые наблюдения, жители не спешат голосовать ногами и предпочитают смотреть на сквер из окна своих автомобилей.
5. Первый фестиваль набережных «ВолгаФест»
Удивительная история для российской провинции образца 2016 года. Губернские власти выделяют 19 миллионов рублей на событие, придуманное при непосредственном участии Марата Гельмана ещё в его пермский период. Причём, судя по уровню, поддержку планируют сделать одним из якорных культурных проектов области.
После «ВолгаФеста» осталось много вопросов, некоторые из которых нужно задавать не его организаторам под руководством директора Музея модерна Михаила Савченко, а другим структурам. Например, как так получилось, что при всех вложениях сил, талантов и средств уже через месяц самарская набережная вернулась в исходное состояние, а от громкого события с десятками тысяч гостей визуально не осталось даже символического арт-объекта?
По московским меркам произошедшее на «ВолгаФесте» не было чем-то уникальным. Но пересаженный в один из лучших российских городских ландшафтов на одни выходные обновлённый столичный парк Горького дал Самаре очень многое. Как минимум ощущение того, что в городе есть очень много культурных ресурсов (далеко не все из которых, к сожалению, стали его частью). А оно для российской провинции, из которой за культурой в столицы уезжают очень многие, крайне важно. Ну и просто смотреть на выражения лиц в первые выходные июня у берега Волги было очень приятно. А это важнейший показатель.
4. Запуск электричек в аэропорт
Скоростные электрички с вагонами повышенной комфортности запустили из Самары в аэропорт с большой помпой. Наконец-то и у нас будет свой аэроэкспресс! Правда, четыре рейса в день, идущие в Курумоч, не совпадали с основным потоком вылета и прилёта пассажиров. И шли электрички не до самого терминала, до которого приходится пересаживаться на автобус.
Эксперты говорили, что в городе с таким количеством населения электрички в аэропорт экономически нецелесообразны. В Казани тоже запускали аэроэкспрессы, но после того, как прошли большие международные соревнования, отменили. И в Самаре количество рейсов в итоге сократили.
Авторы проекта попали в неловкую ситуацию. Отменять громкое начинание в преддверии ЧМ-2018 странно. А экономика электричек в аэропорт явно страдает. Зато самарцы рады. Аэроэкспрессы одобряют, хотя и почти не ездят. Но есть ощущение, что у нас типа как в Москве.
Кстати, пока мы писали этот текст, расписание электричек в аэропорт опять изменилось.
3. Запуск «Восходов» из Самары в Сызрань
Впервые за двадцать с лишним лет из Самары по Волге пошли регулярные междугородние рейсы на скоростных судах. То, что было само собой разумеющимся для советского времени, бесследно ушло из города в 1990-е.
На старые «Восходы», чудом сохранившиеся в городе, поставили новые экономичные южнокорейские двигатели. Модернизация обошлась в 40 миллионов рублей. Потом много раз переносили анонсированный запуск судов по маршруту из Самары в Сызрань и обратно. Затем уже к концу сезона в сентябре они, покрашенные в огуречный цвет, всё же понеслись по волжской глади с пассажирами.
Первый рейс, длившийся два часа, из Сызрани в Самару прошёл благополучно. Обратно же судно не смогло отправиться из-за неполадок рулевого управления. Но много ли нам, волжанам, надо?.. Мы всё равно радуемся даже таким «Восходам» и считаем это успехом, что доказывает голосование на сайте ДГ. Держим пальцы крестиком в предвкушении новой навигации.
2. Ремонт фасадов «сталинок»
В прошлом году количество отреставрированных фасадов дореволюционных домов на гостевых маршрутах ЧМ-2018 достигло заметного количества. И не обращать внимание на перемены, например, на улице Куйбышева стало невозможно даже людям, архитектурой никогда не интересовавшимся. В 2016 году (по тому же поводу) взялись активно и за другие пласты архитектурного наследия.
Ранние «сталинки» на Ново-Садовой в районе Постникова оврага засияли фасадами, кажется, впервые за всё послевоенное время. Очень жалко, что представители бизнеса с первых этажей уже после ремонта успели завесить результаты преображений аляповатой рекламой.
Но Постников овраг — не единственный пример. Началась и более глубокая масштабная реконструкция главного здания ансамбля 1950-х годов на Самарской площади.
1. Реконструкция Стара-Загоры
Почти у каждого самарского градоначальника был собственный особый проект, связанный с общественными пространствами, на создание которого бросались максимальные ресурсы и вся мощь подвластной пиар-машины. Георгий Лиманский довёл Ленинградскую до уровня нормальной пешеходки, сделав благоустройство и изгнав торговцев. А заодно создал комплекс с Ракетой на проспекте Ленина. Дмитрий Азаров начал свою деятельность с перезапуска самарской набережной (кстати говоря, 2016-й стал первым годом с 2010-го, когда работы по реконструкции набережной не велись). И чтобы не обидеть Безымянку, параллельно реконструировал площадь Кирова. Главным проектом Олега Фурсова стала Стара-Загора.
Деградировавшая пешеходная зона на далёкой от центра улице с унылой советской квартальной застройкой сильно преобразилась. Без особой фантазии и модных штук в духе «Стрелки». И без проектирования совместно с жителями в духе левой урбанистики. Но для жителей густонаселённого спального района даже самая обычная реконструкция стала большим сюрпризом. Для пущего эффекта власти много говорили о 50-летии улицы (на самом деле она получила своё нынешнее название в 1965-м) и 140-летии русско-болгарской дружбы (с 1876 года в Болгарии воевали самарские полки).
Лидерство реконструкции Стара-Загоры среди читателей ДГ как позитивной перемены года показывает то, насколько Самара истосковалась по благоустройству общественных пространств в принципе. Страшно представить, как были бы благодарны горожане, если бы над этим процессом поработали современные профессионалы крепкого российского уровня или блестящие самарские радетели за общественные пространства.