,
В Ночь искусств «Другой город» решил посетить наиболее подготовленный к подобным акциям самарский художественный музей. Ожидал увидеть толпы молодежи, пригнанные злой модой на разумение прекрасного, однако оказался в ситуации куда более многомерной и симпатичной.
Текст, фото: Данила Телегин
Как несложно понять из названия, Ночь искусств, в отличие от старшей сестры Ночи музеев, ориентирована на самый широкий круг занятий и интересов. Ничто не мешало примкнуть к участию во всеросссийской акции любому заведению, где происходит хоть какая-то творческая деятельность, культурная жизнь. Но наши библиотеки и театры, кинозалы и концертные площадки почему-то решили на такое не подписываться. В Самаре праздник взялись организовать только Музей Модерна и художественный музей. Причем, второй, во многом вырастивший публику для подобных мероприятий, предупреждал, что у них будет битком, и ни капли не ошибся в прогнозах
Если очередь за билетами (всего по 100 рублей, кстати) была не слишком большая, то повесить пальто оказалось непросто. Через полчаса после начала Ночи номерки в гардеробе кончились, и пришлось некоторым адрес своей верхней одежды носить в памяти.
============================================================
Вполне себе салонный джазец от квартета Виктора Геравкера и Игоря Яковенко слушали так, будто это не просто ненавязчивое музыкальное обрамление для выставок, а полноценный концерт, покинув который рискуешь обидеть исполнителей. Из-за этого создавалось впечатление, что пройти к экспозициям невозможно. Пробравшись сквозь толпу, можно было обнаружить, что плотность аудитории одинаково велика в любом зале.
============================================================
Приятно праздничные экскурсоводы непрерывно и бесплатно водили стихийно собирающиеся группы по основной экспозиции и по выставке «Символы места». Хихикающие студентики, краснолицый подвыпивший мужик, дети — до всех рано или поздно доходило, что можно в кои-то веки не имитировать понимание искусства, не умничать, а послушать рассказ компетентных людей, и внезапно для себя что-то действительно понять и почувствовать. Сами экскурсии были легкими для восприятия и, главное, лишены этого давящего эффекта, когда чувствуешь, что должен идти до конца, раз уж купил билет. Если вдруг находилась идея получше, чем слушать экскурсовода — можно было непринужденно оторваться от группы, твое место тут же занимал кто-то другой. И это было прекрасно! Несмотря на то, что духота стояла изрядная, а в красном зале с авангардом смотрительница (одна такая на весь музей) никак не хотела мириться с тем, что запретить «инстаграмить» невозможно.
============================================================
Пожалуй, самым спорным эпизодом Ночи искусств стал спектакль «Пьеро, или Что таит в себе ночь» в Мраморном зале. Не потому спорным, что в нём заняты молодые артисты театра-студии «Фонарь», и они что-то делали не так. А потому что добрая половина зрителей вместо этих самых артистов наблюдала спины и затылки. Даже каким-то образом просочившись поближе, можно было видеть как актеры танцуют и говорят о чем-то важном — вот только не расслышать, о чем. А уж попробовать ухватить сюжет при таком аншлаге можно было даже не пытаться.
============================================================
Еще одним представленным видом искусства внезапно оказалась кулинария. Потягивая кофе из кинестетически безупречных стаканчиков, можно было обратиться к художнику Владимиру Логутову и расспросить его про Венецианскую биеннале. А потом с имбирным печеньем в руках подойти к заместителю директора по развитию музея Константину Зацепину, и уговорить его объяснить, что Логутов только что имел в виду.
============================================================
Народу ощутимо поубавилось уже в последний час Ночи искусств, то есть после девяти вечера. Оставались те, кто решил воспользоваться шансом и расшифровать «Символы места», да несколько больших любителей джаза. Организаторы акции, которую все-таки хочется назвать праздником, небезосновательно выглядели довольными. Им снова удалось предложить самарцам совершенно иной образ музея. Не такого места, где в кладбищенской тишине «ставят галочки» при виде очередной известной работы, а пространства, наполненного жизнью. Где что-то происходит здесь и сейчас, иногда при вашем участии. Да еще и знакомство с контекстом предлагают в самой ненавязчивой форме.
В общем, даже немного жаль, что и Ночь была не ночь, а всего лишь три часа, и мало кто в Самаре поддержал акцию. Хорошо пошло искусство — хотелось его больше, оптом и всерьез.