,
Сегодня Самара простилась с Ваганом Гайковичем Каркарьяном — архитектором, художником, краеведом, одним из главных защитников старой Самары. Мнение его пользовалось авторитетом далеко за пределами профессионального сообщества. Но в первую очередь Ваган Гайкович –
заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук. «Другой город» предлагает вспомнить некоторые проекты Вагана Гайковича в Самаре.
Текст, фото: Армен Арутюнов
РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Генеральный план Куйбышева 1967 года (совместно с Н. В. Подовинниковым, Н. И. Розановым)
До 1960-х город Куйбышев развивался по генеральному плану 1937 года и дополнениям к нему. Город остро нуждался в новом градостроительном документе. Для разработки генерального плана и приехал в Куйбышев в конце 1950-х молодой выпускник МАРХИ Ваган Каркарьян. Новый генплан утвердили в 1967-м. По нему город застраивался 20 лет, до принятия очередного документа в 1987-м.
Вторая очередь набережной (совместно с А. В. Годзевичем)
Каркарьян не считал этот проект до конца своим. Спроектировал вторую очередь архитектор Годзевич, а после его отъезда из Самары, работу продолжил Каркарьян. Тем не менее, то, каким была вторая часть самой длинной волжской набережной до реконструкции 2011 года – именно его заслуга. В 1962-м Ваган Каркарьян вместе с Василием Акимовым отправились в Москву к Евгению Вучетичу договариваться о приобретении для набережной скульптуры Степана Разина. Вместо нее известный скульптор предложил купить «Перекуем мечи на орала», но Художественный фонд сделку не разрешил. Подходящие скульптуры нашлись на проходившей в те дни в Москве выставке украинского искусства. После успешных переговоров, в Самару отправились работы Людмилы Кремневой и Валентина Знобы, которые и сегодня украшают главный променад города.
Дом актера (совместно с Н.А. Красько)
Здание дома актера за 40 лет существования посетил почти каждый самарец, который считает себя хоть как-то причастным к культуре. Для одних он театр «Актерский дом» и резиденция местного СТД, другие привыкли смотреть арт-хаусное кино в расположенном здесь киноклубе «Ракурс». Третьим по душе солянка в легендарном «Райке». Архитектура здания типична для периода 60-х, при этом оно идеально вписано в «епархиальный» квартал с памятниками архитектуры начала ХХ века.
Дворец Бракосочетаний (совместно с А.Н. Герасимовым и инженером А. Пановым)
Дворец Бракосочетаний на углу Полевой и Мологвардейской самарцы прозвали «теремком», хотя он скорее похож на модернистскую церковь. Проблема создания нового типа сооружений для проведения торжественных обрядов, культовых построек советской эпохи, была озвучена еще в середине 1940-х. К их созданию приступили лишь в конце 70-х. Самарский Дворец Бракосочетаний входит в число подобных построек. Центральная его часть с залами и большими витражными окнами предназначена для свадебных церемоний, а в крыльях расположены вспомогательные помещения.
Куйбышевский Обком («Белый дом») (совместно с А.Г. Моргуном, В.В. Черняком, Э.А. Ротлейдером и А.Я. Пинктиным)
Изначально новое здание Куйбышевского Обкома было спроектировано 10-11-этажным. Все проекты Обкомов и Обисполкомов должны были проходить согласование в Москве. Проект был утвержден, но в процессе архитекторы решили изменить его, сделав здание 6-этажным, чтобы единственной высотной доминантой площади оставался Монумент Славы. Есть мнение, что авторы изменили проект, не согласовав свои действия с партийным руководством, что было чревато последствиями.
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ
Проект Монумента Славы (совместно с М. А. Труфановым, Ю. В. Храмовым, художником Г. Г. Кикиным)
По проекту Каркарьяна и его коллег площадь Славы должна была отличаться от ее современного вида. Ярмарочный спуск предполагалось засыпать не полностью. По центральной оси к Волге спускалась бы аллея, делящая площадь на две части, а над ней возвышался бы Монумент Славы, похожий на существующий лишь вертикальной композицией. На всесоюзном конкурсе проект получил первую премию, но вместо него почему-то был реализован проект московских скульпторов П. Бондаренко, О. Кирюхина и архитектора А. Самсонова. И хотя за прошедшие два дня с кончины Каркарьяна, большинство СМИ приписали ему авторство существующего монумента, к нему Ваган Гайкович никакого отношения не имеет, если не считать построенного рядом здания Обкома.
Проект железнодорожного вокзала Самары (совместно с К. В. Каркарьяном, А. А. Маврычевым, И. А. Лаптевой)
Проект нового вокзала, разработанный институтом «Самарагражданпроект», который до 1996 года возглавлял Каркарьян, предполагал сохранение фасада старого здания, построенного Де Рошфором в 1876-м. При этом памятник архитектуры должен был располагаться внутри нового, более крупного по масштабам здания. Высокая башня вокзала должна была быть конусообразной. Проект не был реализован. Новый вокзал начали строить по проекту авторского коллектива во главе с Юрием Храмовым (институт «Самарагорпроект»). Старый вокзал снесли, а на его месте появилось современное здание.
Проект нового общегородского центра в районе Центрального парка (совместно с А. Т. Кимом, Ю. И. Мусатовым, Л. Зайцевой)
Центральная часть Самары все больше испытывает потребность в новых площадях, но ее ресурсы, учитывая наличие ценной исторической среды и объектов культурного наследия, весьма ограничены. Все очевиднее становится необходимость устройства нового общегородского центра. Этот вопрос рассматривался задолго до возникновения перечисленных проблем. Проект нового общегородского центра был создан Каркарьяном и его коллегами много лет назад. Он планировался в районе Загородного парка.