,
Бывает же такое: зайдёшь в «Пятерочку» за напитками, потом вдруг несколько секунд рефлектороной храбрости, несколько утомительных часов в Октябрьском РОВД — и вот ты практически Бэтмен. Во всяком случае, благодаря тебе профессиональный вор окажется за решеткой. В поимке преступника участвовали руководитель джазовой студии «Движение» Сергей Равин и преподаватель студии Татьяна Мудрых, но главную роль сыграл их ученик и программист Владимир Серых. Слегка ошалелый от бюрократических процедур, герой вчерашнего дня рассказал как все было.
Текст: Данила Телегин, фото предоставлено участником событий
— Что, собственно, произошло?
— Мы втроем приехали на машине в магазин «Пятерочка», который на проспекте Ленина, 2. Сергей забрал ключи, мы с ним пошли внутрь, а Татьяна сначала осталась в машине, потом вышла и стояла рядом. Мы же зашли в «Пятерочку», купили попить… И вот я выхожу (чуть задержался в очереди), догоняю Сергея, Татьяна смотрит в нашу сторон, машет рукой… а с противоположной стороны машины, которую Татьяна не видит, сидит человек в черном. Я не понял, что происходит – то ли плохо ему стало, то ли ещё что. Потом вижу, как открывается дверь, и понимаю, что он хочет залезть в машину. Ничего никому не говоря и не крича, я туда бегу. Сергей вслед за мной. И вот я подбегаю, вижу, что человек, схватив в обнимку сумку, гусиным шагом вдоль машины ползёт. Пытается скрыться. Я перегораживаю ему путь: «Cтой! Отдай!»
И вот он встал. На меня смотрит. Мне стало немножко страшно – я ростом где-то 184, а он даже немного повыше, и матёрый такой мужик. Через полминуты после этого подъехала серебристая Priora, из нее вышел какой-то молодой парень, и спрашивает: «Что случилось?» У меня сразу мысль — интересное совпадение…
— Так вы с боем отобрали сумку или сам отдал?
— Нет, он никакого сопротивления не оказывал, убежать не пытался, и сразу стал объяснять, что мы что-то неправильно поняли. Рядом ещё вертелся какой-то человек в кепке. Скорее всего, был в паре с ним. Но как только нарисовался сотрудник полиции и предъявил удостоверение, тот мужик в кепке сразу куда-то исчез. Тут мы вызвали полицию, приехал экипаж ДПС…
— Погоди, так у вас уже был полицейский! Вы настоящих вызвали?
— Первый просто дождался экипажа ДПС, мы даже не успели ему ничего рассказать. Он рекомендовал набрать 02, и куда-то вроде бы звонил, выяснял, скоро или не скоро приедут.
— А конфликта с рукоприкладством, получается, не случилось?
— Нет, но меня удивило вот что: сначала приехал экипаж из двух человек. Потом мы ждали опергруппу, и ещё какие-то ОВО приехали, остановились, что-то спросили и уехали. Появилась, наконец, опергруппа – ещё пять человек на «пятёрке». Эксперт в штатском снимал отпечатки. Девушка всех опрашивала. Плюс водитель и ещё двое. Потом из дворов выезжала машина ДПС– тоже у нас застряла. Казалось бы, задержали одного человека, сопротивления он не оказывает, а собралось больше восьми сотрудников органов.
— Грабитель молчал всё это время?
— Дэпээсники его пристегнули в машине. Зато задержанный беседы вёл, пока с нами стоял. Сначала рассказывал, что мы всё неправильно поняли. Будто бы у него друзья должны были появиться, а он залез в машину и в сумку посмотреть, не они ли подъехали. Проверить по паспорту.
— Мда. А что-нибудь получше сочинил?
— С юридической точки зрения его история оказалось достаточно чистой, как я понимаю… Но потом ещё он начал рассказывать, что недавно приехал. Он оказался грузином, показывал ксерокопии документов, жаловался, что ему надо таблетки какие-то принять, покурить просил, попить. Дальше начал ещё придумывать и рассказывать, что только что из Москвы. Спрашивал, большой ли город Самара.
В отделении полиции выяснилось, что он в Тюмени тоже то ли воровал, то ли его задержали, а он смылся. Короче, паспорт у него, насколько мы поняли, в Тюмени остался.
Нас он пытался разжалобить. Но даже когда понял, что ему это с рук не сойдёт, он оставался спокоен. Понятно, почему. Уже в машине ДПС выяснилось, что он чётко знает статьи Уголовного Кодекса… Если бы оказывал сопротивление – была бы уже не кража, а ограбление. А ещё у него в полицейском участке изъяли потом небольшой складной нож, и ещё маленький ножичек (опять же, он не доставал оружие, потому что была бы уже другая статья). Ножичек, как нам позже объяснили — чтобы шины прокалывать. Вор протыкает колесо, и пока водитель разбирается, что к чему, грабитель хватает сумку и убегает.
Видимо, этот тоже был профессионалом. Полицейские отметили, что удивительно само то, что мы его поймали, и что у него при себе оказались ксерокопии настоящих документов.
Если немного отстраниться от ситуации, тут есть вот какой важный момент — хорошо, что мы не спустили всё это дело на тормозах, что не побили его и не отправили восвояси. Мы потратили кучу времени. Приблизительно с одиннадцати до пяти шли всякие допросы-опросы. Но при этом мы задержали преступника, который украл бы не только у нас, но и у многих других.
— Вам «спасибо»-то кто-нибудь сказал?
— А кто? Ну вот парень мимо проходил, спросил, в чём дело. Мы рассказали, он похвалил, и даже согласился быть понятЫм… На самом деле все профессионально себя проявили. ДПС молодцы, остальные тоже, но очень уж всё забюрократизировано. Они ведь сами понимают, что это бред. Но получается, что в одном здании мы побывали у полицейских, у дознавателей, у следователей — и все выспрашивали одно и то же. И везде заявления, которые мы, либо сотрудники полиции заполняли от руки…
— Есть ли шанс, что задержанного отпустят?
— Вряд ли. Если бы мы не вызвали полицию и внятно не рассказали бы, что произошло, не потратили бы столько времени, скорее всего отпустили бы. Он придумал бы, как отмазаться, поскольку профессионал. Но так как мы до конца всё довели, ему скорее всего светит кража.
— Бывает, жалуются на то, что сотрудники полиции относятся к жертвам как к виновникам. Не было такого?
— Нет, к нам относились нейтрально.
— Итак, у истории, как я погляжу, есть мораль.
— Да. Хотя я устал, хотя все планы на сегодня рухнули из-за этой тягомотины, я понимаю, что именно так и нужно было поступить. Нельзя спускать такие происшествия на тормозах. При этом надо быть острожным, чтобы при задержании самому не преступить закон и не угодить под суд. Лучше звонить в полицию, терпеть всю эту бюрократию, а с бюрократией бороться отдельно каким-то образом. Например, влиять на ситуацию, приходя на выборы и голосуя там за нужных людей.
Ну и ещё все всегда считали меня излишне осторожным, параноиком, потому что я закрываю машину даже когда отхожу от неё на полтора метра или просто отворачиваюсь. В конечном счёте я оказался прав – в этом действительно есть смысл.
P.S. В случае, если вам знакомы другие эпизоды с участием задержанного, обращаться можно в Октябрьский РОВД 3340202