ВСЕ РАВНО ТЕБЕ ВОДИТЬ. «Другой город» поехал тестировать экскурсоводов, провел девять часов в пробках и сделал выводы

 84

Автор: Редакция

.
,

9 октября в Тольятти появился первый выпуск экскурсоводов нового поколения — теперь уже официально профессионалов своего дела, к тому же аккредитованных при Национальном парке «Самарская Лука». Едва получив аттестаты, специалисты отправились тренироваться на журналистах и блогерах. Но лёгкая вылазка на природу обернулась многочасовым пребыванием в самой беспросветной гуще транспортного коллапса, что полностью изменило тональность поездки. Вас, уважаемые читатели, ждёт леденящее душу повествование в нескольких частях, похожих друг на друга как первая и вторая половина фильма «От заката до рассвета». И, всенепременно, с моралью.

Текст и фото: Данила Телегин 

view2

 

Часть I. Хорошо, что не Швейцария

Местные турфирмы уже довольно давно предлагают непродолжительные, но яркие путешествия по красивейшим уголкам Самарской луки. А вот экскурсоводов, способных рассказать так, чтобы современный турист не соскучился — почти нет. Теперь ведь у всех под рукой «гугл», интересы разные — ясное дело, специалисты «старой школы» (даже если они по возрасту ещё способны работать) не справятся с поколением Y.

Так или иначе, 4 апреля этого года родился проект по обучению экскурсоводов, который был позже реализован при участии департамента туризма Самарской области, департамента экономического развития мэрии Тольятти, Агентства экономического развития Тольятти (бизнес-инкубатора), НП «Самарская Лука», Приволжского регионального отделения Российского союза туриндустрии, и, наконец, Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков Самарской области. Обучение проходило с 9 июля по 27 августа. Для четырех десятков участников (из которых осталось около двадцати) проводились семинарные и практические занятия, завершившиеся сложным тестированием. «В 113 тысяч обошлись два месяца работы с экскурсоводами, причём учитывая все выезды на территории. Затрат немного, и все их взяло на себя Агентство экономического развития»,  — заверил руководитель Агентства Андрей Дроботов, и подчеркнул, что теперь нужны люди, которые сумеют продавать услуги аттестованных экскурсоводов.

Ещё один важный момент — в том, что выпускники аккредитованы в Национальном парке «Самарская лука». «Для нас неорганизованный туризм ещё недавно был большой проблемой, — живописал директор НацПарка Александр Губернаторов. — Например, 2010 год очень наглядно показал, к чему он приводит: огромное количество пожаров и мусора, браконьерство, нарушение почвенного покрова, несанкционированные поездки по заповедным участкам. Всё это приводило к созданию негативных отношений между Национальным парком и представителями туриндустрии. Очень хорошо, что сегодня мы смогли качественно подготовить хороших экскурсоводов, которые будут вести доброжелательную по отношению к территории Парка политику«.

«Другой город» было засомневался, что экскурсоводы не останутся без работы, но руководитель Приволжского отделения Российского союза туриндустрии Анна Тукмачёва высказалась в том духе, что надо всё-таки начинать действовать. «Извечный вопрос: построить ли пятизвездочный отель, чтобы появились туристы? Или отель не нужен, пока туристов нет? — рассуждала она. — Спрос или предложение — что первое?  Я, как профессионал, занимающийся внутренним туризмом двадцать лет, говорю: у нас был дефицит экскурсоводов. Может быть, сейчас они получают не столько работы, сколько  хотелось бы, но это лишь первый шаг к повышению спроса. Мы не просто закрывали дыру, нехватку специалистов, мы нацелены на повышение туристической привлекательности региона в целом».

В «кабинетной» части вообще звучало много правильных слов о том, что с помощью туризма можно диверсифицировать экономику Тольятти, что пора перестать называть Жигули волжской Швейцарией (бренд не может быть вторичным), что бизнес больше всех должен быть заинтересован во всей этой затее… Однако, хотелось «в поля», и скоро мы отправились в путь. 

 

Часть II. В дороге

Сейчас в арсенале у тольяттинских экскурсоводов три маршрута: по городу, в Каменную Чашу и на Молодецкий курган. 9 октября нам довелось опробовать два из них. Для начала свежедипломированные специалисты сменяли друг друга у плохонького микрофона, рассказывая об автограде. Впрочем, какой там автоград — других интересных тем нашлось достаточно!

Например, для нас флёр города советской мечты давно выветрился из кварталов серых «хрущоб», Портпосёлка, дома-корабля ДКиТ «Автоваза». Но турист, внимая грамотному экскурсоводу, тем острее почувствует его, чем дальше от России живёт. Кроме того, у Тольятти немало историй, связанных со спортивными достижениями и сооружениями. Местная кумысолечебница, затопление Ставрополя, недавние лесные пожары, набирающее обороты велодвижение… Экскурсоводы  старались не забыть ни о чём, и, к счастью, не сильно выпячивали достижения советской промышленности. Было познавательно, пусть даже не все рассказчики обрели достаточную степень свободы речи.

Единственный раз автобус остановился у памятника Татищеву — вид не самый типичный для города, но, чего уж там, славный.

tat
Экскурсия у памятника Татищеву

После десятиминутной прогулки выехали в сторону Молодецкого кургана и… впервые в этой истории оказались в пробке на подъездах к ГЭС. Тут-то экскурсоводы получили возможность проявить себя. Когда факты закончились, в ход пошли легенды. Когда иссякли и они, дошло до баек про жигулевских шишиг. Тут сказители несколько позабыли о том, что туристам иногда стоило бы давать отдых.

Из-за задержки в Национальном парке мы оказались уже в тот час, на который был запланирован отъезд. На сам курган решено было не лезть, ограничиться Девьей горой. Гиды, по прежнему сменяя друг друга, повели группу к тем самым точкам, где так хорошо «фоткаться на аватарку». По дороге подбрасывали то сказки о Волге, то правила поведения на местной территории. Именно здесь, на природе, где слова, казалось бы, не нужны, профпригодность экскурсоводов оказалась особенно важна. И выпускники хорошо справились со своей задачей, не испортив прекрасных видов лишними словами. За прогулкой последовал привал со вкуснейшим чаем на травах и мёдом местного производства — это, как оказалось, тоже часть маршрута. Кстати, всякие ароматные травки (для чая) в новом сезоне можно будет купить прямо в Парке.

Организаторы не забывали напомнить, что вскоре ассортимент экскурсий пополнится — уже этой зимой откроется маршрут для снегоходов, включающий наблюдение за дикими животным. А ещё скоро будут организованы конные путешествия.

Как хотелось бы на этом закончить!

luka

view

view3

dev

 

Часть III. Медленный ад

Мы встали в пробку у поселения Валы, стоило только свернуть на М5. Около трех часов понадобилось, чтобы достичь поворота на Бахилово, причём однажды автобус провёл в абсолютно статичном состоянии не менее получаса. Самые правильные слова для ситуации находили дальнобойщики, чьи переговоры тихонько журчали из водительской рации. Приличные экскурсоводы так не говорят. Водитель миновал существенную часть пробки, проехав по тайным дорогам Александровки и Жигулевска. Если бы он этого не сделал, один из пассажиров точно опоздал бы улететь в Италию в три часа ночи. Мы оказались на ГЭС, миновали первую аварию, потом эвакуатор провёз мимо какую-то искорёженную машину. Наконец, спустя ещё три часа, из последних сил проползли мимо транспортировщика автомобилей, втеревшего в ограждение иномарку… И обнаружили после поворота на Копылово дорожных рабочих, перегородивших часть дороги и невозмутимо выполняющих свои обязанности. Мы не разу не встретили регулировщиков движения или хоть-какой нибудь попытки со стороны ГИБДД исправить ситуацию. Только на выезде из пробки полисмен не забыл махнуть палочкой — чего это, мол, так поздно экскурсионный автобус едет!

Ситуация, вроде как, рядовая. Власти привычно бессильны. Дорожные рабочие выполняют свой план, пока в фурах «Магнита» портятся продукты, а во всех без исключения машинах — люди.  Двадцать километров беспомощной ярости. Как здесь не задуматься о перспективах туризма?

Представьте, что в 2018 году вы прилетели из Каталонии (4 часа, 30 минут полета до Самары) поддержать «Барсу» в матче против «КС». Но у вас есть свободное время, и вы решаете взглянуть на Каменную чашу. В начале пробки вы ещё сохраняете воодушевление, а экскурсовод вас развлекает забавными байками. Но вот все замолкают. Вы смотрите недавно сделанные фото на смартфоне, а потом батарейка садится. Гаджет гаснет в тот момент, когда вы успеваете увидеть три (ах нет, уже четыре!) ДТП на ГЭС, и непрекращающиеся дорожные работы. Вы уговариваете водителя послушать матч по радио. «Барса» окончательно проигрывает в тот момент, когда вы подъезжаете к 10 опоре…

Окончательная картина получилась такая: затея с экскурсоводами — отличная. Кто из них по-настоящему любит и умеет делать свою работу — это уж покажет рынок. Профессионалы, как водится, не останутся без дела. Здорово и то, что налажен контакт с «Самарской лукой», а количество маршрутов, сочиненных не без фантазии, увеличивается. Но наивно думать, что развитие туризма возможно, когда есть шанс, что любая поездка в загэсье обернётся дорожным кошмаром. И, что ещё хуже, кошмаром заурядным, привычным.

В этом свете затея построить канатную дорогу из Самары в Рождествено вовсе не кажется плохой. С ней хотя бы туристы смогут избежать ощущения, что как минимум с одной из бед в Самарской области не справятся никогда.