,
Ключевая, не побоимся этого слова, фигура известной сказки с прошедшего воскресенья приветствует посетителей дома-музея Алексея Толстого. Открытие улыбчивого монумента было преподнесено как городской праздник, в действительности же участников представления и прессы было значительно больше, чем обычных зрителей. Зато концентрация медийных персон была необычайно велика.
Текст: Данила Телегин, Андрей Кочетков Фото: Данила Телегин, Аля Шарипова
Перекрытая улица Фрунзе, трамвай тщательно замаскирован под уличный театр, у входа в литмузей за нарисованным очагом прячется бронзовый герой. Толпа маловозрастных буратин, мальвин, лис, котов и прочих толстовских героев собралась к одиннадцати, и для них все начинается с репетиции. Впрочем, не очень утомительной. Организаторы зачем-то называют все это флешмоб. «Пресса — за решетку!» — предельно остроумно командует какой-то худрук. Но мало кто слушает человека в потертых джинсах, поскольку журналисты собрались не только местные, их действительно много. Им непременно надо снять и актера Дмитрия Иосифова, исполнившего роль Буратино в известной экранизации сказки 1975-го года, и депутата госдумы Александра Хинштейна, и мэра Самары Дмитрия Азарова, и председателя гордумы Александра Фетисова и, конечно, перфоманс.
На улице детвору развлекают веселые песни, а мимы из театра «Пластилиновый дождь» раздают конфеты. Внутри усадьбы в это время гораздо спокойнее, и все небронзовые действующие лица могут более-менее свободно общаться. Дмитрий Азаров заинтересованно поглядывает на поэтические машины (сотрудники музея рассказали «Другому городу», что их чуть было не снесли по случаю праздника), но руководитель городского департамента культуры Татьяна Шестопалова намекает, что до начала представления осталось всего пятнадцать минут. Дмитрий Иосифов параллельно рассказывает, как его младший при первом просмотре фильма признал в Буратино не отца, а брата Антона.
В полдень начинается церемония открытия — разумеется, с танцев и песен коллективов, вроде «Задумки». Зрелище не для взрослых. Затем со стороны костела выдвигается гигантский Папа Карло. Ребетня верещит не столько от восторга, сколько от ужаса, глядя на гигантскую фигуру, но в итоге ведущий уговаривает детей все-таки пожать руку огромной фигуре.
Появившийся на сцене Дмитрий Иосифов делится своими выводами относительно морали сказки: «Когда мы стали взрослыми, мы как-то разговаривали с другом, который играл Пьеро, Ромой Столкарцом, и он сказал: «Удивительная история: есть две внешне похожие сказки. Итальянская «Пиноккио», и «Буратино». Как ты думаешь, чем они отличаются? В Пиноккио смысл простой: если будешь делать правильные поступки, не будешь врать, не будешь обманывать, нос постепенно начнет укорачиваться… и в конце концов ты станешь человеком. А в сказке, которую придумал Алексея Толстой, Буратино хочет, чтобы его принимали таким, какой он есть — это совсем другая идея».
Еще одна мысль, которая вроде бы на поверхности, но скрыта: золотой ключик символизирует счастье. Но где его можно найти — на дне! То есть, надо покопаться. А помочь в этом может только традиция — черепаха, которой триста лет… А где находится дверь, которую открывает ключик? У нас дома, за холстом. То есть, не надо искать счастье где-то, надо понять, что оно у нас дома, здесь».
Вслед за актером обычными для подобных случаев фразами поздравляли горожан представители власти.
«Хочу напомнить, что работа по созданию скульптурной композиции проходила в рамках комитета «Культурная Самара», и на создание ее, как и любой скульптуры на наших улицах, не было затрачено ни одной бюджетной копейки. Все они создаются исключительно на средства частных пожертвований», — подчеркнул Александр Хинштейн. Заодно депутат Госдумы призвал никогда не обменивать азбуку на золотые. А уж если обменяли, то хотя бы не закапывать на Поле Чудес, и не отдавать «непонятным котам и лисам».
Затем началась настоящая суета. Хинштейн, Фетисов, Азаров и Иосифов, обнаруживший в кармане Папы Карло заветный ключ, совершили торжественное открытие скульптуры. И когда все «випы» (все в блестках) стали позировать с Буратино, фотографы едва не передрались с видеооператорами. В небо взметнулись шары, синхронно выпущенные из рук участниками перфоманса, и неожиданно оказалось, что, собственно, самая зрелищная и дорогостоящая часть праздника кончилась. Распахнулись ворота музея-усадьбы, и публика потекла внутрь разрисовывать Страну Дураков, лазить по поэтическим машинам и фотографироваться с акробатами на ходулях.
Спустя несколько часов, когда уже праздных и празднично настроенных горожан не осталось в музее, туда нагрянула уже другая делегация. К упомянутым выше представителям власти присоединились министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Николай Меркушкин и областной министр культуры Ольга Рыбакова.
Владимир Мединский патриотично заявил журналистам, что не помнит когда впервые прочитал «Буратино». Но Буратино ему гораздо ближе, чем Пиноккио.
Затем делегация отправилась в Музей модерна. По дороге Ольга Рыбакова показала губернатору польский костёл.
А бронзовый деревянный человек остался улыбаться на тротуаре возле особняка отчима, придумавшего его писателя. Для бронзового деревянного человека все равны. И министр культуры, и дети из окрестных двориков.
Bonus-track от ценимого в нашей редакции акына Псоя Короленко: