,
Хиппари (старые и молодые), панки, металлисты, гопники всех мастей, монархисты, зелёные, демшиза, красные, ультра-красные, левые, правые — кого только не было в Самаре начала девяностых… Так было практически в каждом провинциальном городе. Но в каждом наверняка была какая-то сугубо местная экзотика. В Самаре эту роль сыграли общества «Дураков» и «Старых дев», а так же общественная организация «Рыжие Самары».
Текст: Станислав Фурман
Рассказывает Дмитрий Белтов, экс-секретарь «Рыжих Самары»:
«Союз «Меча и орала» и общество «Анонимных алкоголиков» — выбирать формальное определение для этого сообщества приходилось примерно из такого списка. Но учитывая, что Союза уже не стало, решено было не повторять его судьбу и назваться общественной организацией «Рыжие Самары». Ключевой фигурой был председатель Михаил Беренбойм. Все остальные – массовка, сочувствующие и примкнувшие, включая крашеных. Основной смысл – отсутствие серьёзного отношения к жизни. Легко, весело, без напряга и с удовольствием. Ну, и изрядная порция здорового авантюризма.
«С г-ном Беренбоймом судьба свела в лихие 90-е, как сейчас принято вспоминать те времена! Они, кстати, более запомнились мне тем, чем я сам занимался. Учёба в СГАКИ, СТЭМовское движение и председательство в созданной мной и моими друзьями Ассоциации сатиры и юмора «Русская Байдобина». С изданием периодического печатного издания с одноименным названием. На почве несерьёзного отношения к происходящим вокруг «лихим годинам» и сошлись с не таким уж и рыжим, по сравнению со мной, Михаилом. Каких-то совместных деяний, в том числе и противоправных, упомнить не могу, ибо память избирательна. Единственно, что запомнил на всю жизнь – крутая по тем, да, наверное, и по нынешним временам, коллекция самоваров. Которыми г-н председатель на полном серьёзе собирался завоёвывать Европу. Он, кстати, для меня таким и запомнился. Приятно объёмный, сияющий и с улыбкой — как начищенный самовар».
В сети есть несколько интервью с Михаилом Беренбоймом. Наиболее подробно о «Рыжих Самары» он высказывается здесь. Если целиком интервью читать влом, то вот три цитаты:
«Только когда рыжие придут к власти, наступит порядок. Юмор — вот единственное средство, которое поможет сегодня спасти человечество».
«Рыжие, эта лучшая часть человечества, дискриминируются нерыжим большинством. Во времена Петра I показания рыжих в суде не принимались, поскольку те считались исчадием ада, бесовыми детьми. Дискриминация продолжается и поныне. Областной отдел юстиции выдал «Рыжим Самары» сертификат за номером 666. Это, как известно, дьявольское число. А когда рыжие обратились в статуправление, дабы узнать, по какому типу организаций им предстоит платить налоги, сотрудница не нашла ничего лучшего, как отнести их к инвалидам детства».
«Существуют 4 категории рыжих. 1 — «истинно рыжие». 2 — «рыжие в прошлом», т.е. лысые. Это наш мэр. 3 — «корпоративные рыжие». Это организации, которые к нам вступают. К примеру, авиакомпания «Самара», которая дает рыжим 10 процентов скидки на авиарейсы в любых направлениях. Есть фирма, которая делает скидки рыжим покойникам и их родственникам. Сеть магазинов «Захар» тоже предоставляет скидку для членов союза. 4 — «скрытые рыжие», т.е. рыжие в душе, которые, не будучи носителями рыжих волос, поддерживают рыжую идеологию».
Связаться с экс-главой «Самарского общества старых дев» Вероникой Севостьяновой, которая давным-давно покинула Самару, к сожалению, не удалось. А вот с дураками повезло. А как же иначе?
Рассказывает Андрей Чечков, занимавший в «Самарском обществе дураков» 91-92 гг. должность ответственного за общественную работу.
«Стартом для идеи создания нашего общества послужила акция «День какашки», имевшая место в августе 90-го. Ситуация была такой: в Тольятти прорвало канализацию и всё это счастье рвануло сначала в водохранилище, где несколько дней выдавало себя за новый остров, а потом, разумеется, потянулось к нам, в Самару.
Собкором «Коммерсанта» в Самаре был тогда Игорь Вережан, который нередко выступал идеологом акций, о которых потом сам же и писал. Он-то и предложил мне собрать на набережной народ, чтобы отметить «День какашки».
Собирали просто по сарафанному радио, «из уст в уста». В назначенный день на Полевой спуск пришла здоровенная толпа, состоявшая из совершенно разных людей: хиппари, зелёные и прочие неформалы, какие-то домашние толстопузики в сандалетах, взбудораженная техническая интеллигенция в засаленных галстуках… Мы раздали пришедшим плакаты и пошли на набережную. Помню, я толкал какие-то речи. О чём, толком уже не помню. Впрочем, общий-то смысл понятен, конечно… Подтягивалась публика с пляжа, останавливались случайные прохожие – один, двое, трое – и получилась тусовка в несколько сотен человек, готовых во всеуслышание заявить о чём-то, к чему они все неравнодушны.
Я был тогда участником социал-демократического клуба. Однако собственно политика уже тогда казалась мне делом довольно пресным и делать серьёзное лицо было скучно. А в феврале 91-го обстоятельства сложились так, что просто вынудили нас придумать нечто такое, от чего всей этой политике станет просто невмоготу. Дело в том, что в Горсовете отказались зарегистрировать «Партию диктатуры пролетариата» Гриши Исаева. Это выглядело дико и абсурдно: коммунизм трещит по швам, а они своих же не пускают. И как-то стало вдруг понятно, что в стране вообще очень много непонятного.
Такого, чего честной человеческой логикой никак не объяснишь, такого, что объясняется только через ханжество и подлость. Получается, кто не ханжа и не подлец – тот дурак. Так сама собой и родилась идея.
Процедура регистрации «Самарского общества дураков» и стала нашим первым хэппенингом. Мы зачитывали положения устава, а депутаты рыдали от смеха. Свидетельства об официальной регистрации мы, по-моему, так и не получили, но повеселились от души.»
Что касается остальных акций «Самарского общества дураков», то (барабанная дробь) представляем вниманию почтеннейшей публики нижеследующий документ («Молодежная волна», ноябрь 1991 г.), интересный не только своей уникальностью, но и историческим значением (в оригинале он больше, здесь приведены лишь ключевые его моменты):
P.S. в качестве финального многоточия – текст заявки в фонд Сороса от Михаила Беренбойма (найдено на сайте http://www.imperium.lenin.ru/LENIN/uzhas/17.html )
Название проекта: «Рыжий» Интернет
Руководитель проекта: Беренбойм Михаил Давидович
Организация: Общественное объединение Рыжие Самары
Краткое описание проекта: Создание Интернет-сообщества «рыжей» части населения планеты, в том
числе России;
Издание Интернет-версии газеты «Только для Рыжих»;
Создание Интернет-чата «для рыжих»;
Создание банка данных «Рыжих»;
Создание «Всемирного Союза Рыжих».
Общий бюджет проекта: $6 781
Сумма, запрашиваемая у ИОО: $5 061