ЧАПАЕВ И ПУСТОТА

Что известно о проекте КБ “Стрелка” по благоустройству центральных улиц Самары

 2 101

Автор: Евгений Нектаркин

В конце февраля КБ «Стрелка» объявило о намерении благоустроить улицы Молодогвардейскую, Фрунзе, площадь Чапаева и другие общественные пространства старой Самары. Несмотря на то, что первый этап благоустройства должен быть выполнен концу 2017 года, о деталях проекта мало что известно.

В среду, 22 марта, в редакции ДГ состоялось обсуждение технического задания на разработку концепций развития ключевых общественных пространств исторического центра города. Рассказываем, что известно на сегодняшний день.

В обсуждении участвовали архитекторы, с которыми будет заключен контракт на разработку стратегий: руководители лаборатории средового проектирования «Код города» СамГТУ Сергей Малахов, Александр Гниломедов и Евгения Репина и представители творческой мастерской «Т.М.» Александр Шуткин и Ира Фишман.

Представитель КБ «Стрелка» Пётр Мироненко презентовал техническое задание и отвечал на вопросы архитекторов, журналистов и небольшой группы жителей Самарского района, присутствовавших на обсуждении.

Что происходит?

Консалтинговое бюро «Стрелка» по контракту с Фондом единого института развития в жилищной сфере должно обеспечить разработку и реализацию концепции благоустройства ключевых общественных пространств в 40 российских городах. Самара в их числе. В феврале были выбраны самарские архитекторы, названные выше, которые разработают концепции.

О каких пространствах идёт речь?

В техническом задании говорится о создании связанного маршрута вокруг исторических кварталов, расположенных между Молодогвардейской и Фрунзе, Ленинградской и Красноармейской. Планируется также благоустройство сквера имени Пушкина, площади Чапаева, Вилоновского спуска и Волжского проспекта.

Что предлагают?

В рамках концепции будет предпринята попытка сохранить улицу Фрунзе для пешеходов и туристов, поскольку профиль улицы не рассчитан на её развитие в качестве транспортной магистрали. К тому же на этой улице сосредоточены многие знаковые объекты культурного наследия. Поток транспорта с Фрунзенского моста предлагается перераспределить через структуру кварталов на соседние улицы.

За счет изменения профиля улицы — сужения полос движения без уменьшения их количества, оптимизации радиуса поворота на перекрестках, строительства и организации парковочных карманов — предлагается увеличить пропускную способность улицы и количество парковочных мест. Перекрестки будут оборудованы пешеходными переходами с “антикарманами”, на которых всегда видно пешехода, потому что здесь нельзя поставить автомобиль.

Предложено развивать пешеходный потенциал Молодогвардейской. На участке от переулка Репина до Высоцкого будет организована пешеходная зона. От площади Куйбышева до Высоцкого предлагается сделать одностороннее автомобильное движение с вело-полосой.

С площади Чапаева убирается парковка. Покрытие делается в один уровень с окружением площади, соединяя её с периметральной застройкой. Покрытие площади позволит комфортно прогуливаться, кататься на велосипедах, роликах, скейтбордахи т.д. Высаживается озеленение и устанавливается фонтан. Пространство площади насыщается городскими функциями, становится площадкой для проведения мероприятий, фестивалей, выставок и т.д.

В сквере имени Пушкина предусмотрены минимальные изменения в виде дополнительного функционального оснащения — сцены для проведения мероприятий и игровой площадки.

Волжский проспект является связкой двух набережных, но совершенно не приспособлен для пешеходов. Для повышения комфорта последних на перекрестках предлагается создать островки безопасности и оптимизировать радиусы поворота. Для изменения характера улицы предполагается высадка в середине зеленого буфера. Место будет найдено за счёт сужения полос движения без уменьшения их количества. Это решение должно создать комфортный масштаб улицы и успокоить движение на этом участке. Будут предусмотрены парковки и велополоса.

Вилоновская свяжет благоустроенный сквер имени Пушкина, набережную и Волжский проспект. Красноармейская сохраняет свою функцию транспортной магистрали, но рекомендуется выполнить ряд мер по повышению безопасности пешеходов.

В рамках благоустройства будет выполнено озеленение общественных пространств, предусмотрены сервисные зоны для развития стрит-ритейла (пространство для установки террас и так далее), убраны провода в кабельную канализацию. Будут разработаны и переданы для руководства дизайн-коды.

Что не войдёт в благоустройство?

Реставрация объектов культурного наследия и ремонт фасадов зданий, расположенных на указанных улицах. Эти работы будут выполняться по другим федеральным, региональным и городским программам.

Замена инженерных коммуникаций и сетей. Городской администрации будет рекомендовано провести работы, запланированные на ближайшие годы, до начала работ по благоустройству. Также КБ «Стрелка» планирует согласовать благоустройство с планами мэрии с ремонтом дорожного покрытия Молодогвардейской, Красноармейской и других улиц. Полная информация планах по ремонту дорог Самары читайте по ссылке.

Модернизация существующих трамвайных путей или создание линии скоростного трамвая.

Проект не предусматривает создания платных парковок в центре и соединения набережных через территорию ГРЭС.

Кто заказчик и каков механизм реализации концепции?

Заказчиком выступает Минстрой РФ и АИЖК. КБ «Стрелка» присутствует как организатор проектных работ на стадии концепции. Концепции разрабатывают самарские архитекторы, которых выбрали после конкурентных переговоров. Утвержденные концепции передаются городской администрации, которая организует торги на разработку проектов работ, а затем подрядов.

Кто платит?

Финансирование проекта будет осуществляться из федерального бюджета. Объём финансирования пока не известен.

В какие сроки должны быть выполнены работы?

Реализация разделена на два этапа. Первый этап — благоустройство Молодогвардейской, Фрунзе, площади Чапаева и сквера имени Пушкина — до конца 2017 года. Второй этап — Вилоновская, Волжский проспект и Красноармейская — после 2018 года.

Каким образом житель Самары может участвовать в обсуждении концепции, делиться своими замечаниями и предложениями?

В ближайшее время будет запущен портал для горожан, желающих принять участие в реализации проекта.

DSC_0374-2

P.S.: Предваряя возможную критику проекта, мы решили закончить материал комментарием архитектора Сергея Малахова, который также присутствовал на обсуждении технического задания.

Сергей Малахов:

— Если говорить о системном средовом проектировании, то этот проект не имеет к нему отношения. Потому что системное проектирование может включать в себя развитие многих подсистем — развитие кампуса университета, создание туристического маршрута, платных парковок или ограничение типа бензина при въезде в город, интеграцию программ всех департаментов. А у нас левая рука не знает, что делает правая.

Наша дискуссия не учитывает тот факт, что проект не является комплексным. Этот проект двухмерный, он лишен каких-либо амбиций в отношении других городских подсистем. Поэтому к нему стоит отнестись с некоторым чувством сожаления и пожелать ему успеха, потому что это заплатка на теле города. Нужно спокойно к этому отнестись, и если с помощью этого проекта удастся сделать что-то позитивное для города — будет хорошо.

Фото: Евгений Нектаркин