,
Вместе со снегом в Самаре обычно тают и дороги. Ранняя оттепель этого года вызвала уже в феврале у самарцев весеннее дорожное обострение, когда, кажется, каждый третий комментарий жителей города в соцсетях посвящён качеству асфальта. ДГ решил разобраться, как обстояло дело с дорогами в Самаре раньше.
На старейших фотографиях Самары видно, что основные центральные улицы ещё в XIX веке были уложены брусчаткой, по которой передвигались в своих трясущихся повозках извозчики и гужевой транспорт.
В межсезонье улицы, уложенные брусчаткой, могли выглядеть совершенно иначе, чем на первой фотографии. Вот, например, нынешняя улица Молодогвардейская, вероятно, весной.
Особые проблемы возникали с улицами, перпендикулярными Волге. Вот что писал о них художник Кузьма Петров-Водкин, живший в Самаре в 1890-х, в своей автобиографической повести «Пространство Эвклида»:
«Более живописными улицами были поперечные, сбегавшие к Волге. Дикие водопады грязи рвались неудержимо по ним весной вниз, к замусоренной набережной. Которые прорывались к Волге, а которые задерживались, образуя на нижних улицах запасы влаги на летний период».
Следующая фотография не имеет отношения к Самаре. Она сделана в центре ирландского города Дублин в 1895 году. Снимок попал в подборку для того, чтобы читатели не решили, что здесь описываются исключительно самарские или российские проблемы того времени.
Уже в начале прошлого века на главных улицах города начали класть асфальт. Интересно посмотреть на «кондиции», по которым новое дорожное покрытие делалось век назад. Пятисантиметровый слой асфальта укладывался на тридцатисантиметровое бетонное основание. На этом снимке видно, как нынешняя улица Куйбышева заасфальтирована лишь частично.
Самарский градоначальник просил у подрядчиков шестилетнюю гарантию на асфальтовое покрытие.
Вот так, например, выглядела только что заасфальтированная самарская дореволюционная улица.
Дворянская в начале XX века была самой главной в городе. При этом даже такая важная улица, как Казанская (нынешняя Алексея Толстого), на которой располагалась масса значительных учреждений и элитные особняки, на рубеже прошлого и позапрошлого веков была замощена преимущественно брусчаткой. Причём не идеально. Именно тогда по ней ежедневно ходили учившиеся в реальном училище будущие писатель Алексей Толстой, революционер и энергетик Глеб Кржижановский и нобелевский лауреат Николай Семёнов.
Обратите внимание на нижний левый угол первого снимка. Возможно, это древнейшее фотосвидетельство присутствия легендарных самарских «подземных червей».
Не лучше ситуация была и на улице Саратовской (нынешней Фрунзе). Здесь располагалось элитное жильё экстра-класса своего времени, но асфальт к тому времени ещё только укладывался.
Впрочем, уже перед революцией основные улицы города были заасфальтированы. Вот что писал поэт Борис Пастернак, побывавший в Самаре в 1916 году:
«Прямые асфальтированные бесконечные улицы, электричество, трамвай, Шанксовско-Бишковские витрины, кафе, лифты, отели на трех союзных языках с английской облицовкой, пятиэтажные дома, книжные магазины и т. д.».
Вот, например, снимок заасфальтированной незадолго до приезда Пастернака улицы Панской (ныне Ленинградской). На свежем асфальте видны грязные следы. Очевидно, извозчики сюда приезжали с куда менее благоустроенных улиц.
Почти идеально выглядела с точки зрения покрытия и Вокзальная площадь. Поэтому прибывший в город по железной дороге Пастернак мог видеть только заасфальтированные улиц столицы губернии.
Тем не менее многие не самые парадные части улиц центра города не были заасфальтированы даже к 1950-м годам. Вот, например, та же Ленинградская ниже Куйбышева с брусчаткой в 1953 году.
То есть мощёные мостовые видели в городе, например, находящиеся в эвакуации композитор Дмитрий Шостакович и дочь Сталина Светлана Аллилуева.
А это ровная проезжая часть ещё не пешеходной Ленинградки в 1960-е.
На улице Куйбышева уже в то время был достаточно напряжённый трафик, что явно сказалось и на качестве дорожного полотна.
А вот переезд от Волжского проспекта к Куйбышева, который, похоже, совсем недавно был отремонтирован.
А так выглядело Московское (тогда Семейкинское шоссе) в 1940 году. Его собирались заасфальтировать в 1940-х, но в планы вмешалась война. Нынешняя главная городская магистраль получила асфальтовое покрытие только в 1950-е.
В 1950-1960-е только что построенные жилые массивы быстро прирастали новенькими асфальтовыми дорогами.
Вот Ново-Садовая неподалёку от пересечения с Осипенко в 1960-е.
Новый комплекс жилых домов на улице Победы с трамвайной линией, зелёным бульваром по центру и идеально ровными дорогами.
Ещё недавно бывшая Чёрновским шоссе улица Гагарина с комплексом первых в городе хрущёвок. Хорошо видно, что в те годы трафик здесь был существенно ниже, чем, например, на улице Куйбышева, где были сосредоточены магазины, кинотеатры и другие общественные заведения, разнообразие которых отсутствовало в спальных районах.
Завершают подборку улицы Самарская (1960-е) и Молодогвардейская (1970-е). На фотографиях хорошо заметно, что за последние полвека нагрузка на дорожное полотно города выросла в сотни или тысячи раз.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте