,
Сегодня речь пойдет о районе, который уютно расположился между двумя уже ранее описанными. Он находится к северо-востоку от массива Черновских садов и граничит с легендарной Безымянкой. Мы расскажем о Машстрое.
Своему появлению этот район города обязан Великой Отечественной Войне. А начиналась эта история и вовсе не в России, а на территории сотрясаемой «майданами» Украины.
В ее восточной части в шахтерском Донбассе в городе Артемовск в марте 1941 году было начато строительство завода, который получил порядковый номер 525. До начала войны успели возвести только стены и крышу. Было принято решение в срочном порядке перенести все оборудование и личный состав строителей на площадку в Куйбышев. В начале июля строители из Артемовска уже приступили к работам на волжской земле.
Так украинский городок лишился крупного промышленного предприятия. Однако, после войны, в 1951 году там начал свою работу завод шампанских вин, ныне — крупнейший в Европе. Так что, братья-славяне наверняка не в обиде. Но вернемся в Куйбышев.
Строители начали возведение завода «Металлист» не с нуля. Уже имелась площадка, которая предназначалась для строительства машиностроительного завода. Отсюда и неофициальное название района — Машстрой. Имелись и фундаменты под его цеха, да вот только они не соответствовали проекту украинского завода. И пришлось их демонтировать и закладывать новые. Сюда же доставлялось оборудование и с нескольких оружейных заводов — из Тулы, Коврова и Москвы.
Одновременно со строительством нового предприятия, развернулось и жилищное строительство. Начиналось все с палаточных городков, один из которых находился на территории нынешнего парка Дружба. Затем возводились двух и трех-ярусные землянки, бараки и дожившие до наших дней шлакоблочные дома. Летом 1942 года начали индивидуальную застройку по улице Промышленности.
В декабре 1941 года завод «Металлист» произвел первую партию крупнокалиберных станковых пулемётов «ДШК». Однако уже в 1942 году основной продукцией завода стали пулеметы ШКАС (Шпитальный – Комарицкий авиационный скорострельный). А затем его модернизированная модель — ШКАСМ. Их устанавливали на штурмовики ИЛ-2, производимые шестью километрами восточнее на авиационных заводах Юнгородка. Скорострельность ШКАСа достигала 3000 выстрелов в минуту.
С этим пулеметом связан один интересный факт, который приводит в своих мемуарах один из его создателей конструктор Б.Г. Шпитальный. Когда советские войска взяли Берлин, в канцелярии Третьего рейха был обнаружен авиапулемет ШКАС, а при нем приказ Гитлера, гласивший, что немецкие конструкторы должны создать аналогичное оружие и оснастить им немецкие самолеты. Однако сделать им этого не удалось.
После окончания Великой Отечественной началось активное развитие инфраструктуры Машстроя. Роль культурного центра нового городского района взял на себя Дом культуры «Заря». Он был построен еще в 1943 году. Располагается ДК «Заря» в одном из самых литературных мест Самары — между скверами Маяковского и Чехова. В 2007 году начался его капитальный ремонт. На одно обновление фасада ушло 2 года. А общая сумма, выделенная на ремонт из городского и областного бюджетов, более 50 миллионов рублей.
Главный спортивный объект Машстроя также называется «Заря». Этот стадион примечателен хотя бы тем, что в отличие от многих почивших в бозе до сих пор в строю. Более того, он не прекращал свою работу даже в самые «неспортивные» времена. На данный момент его владельцем является Самарский филиал Государственного института туризма и сервиса. В здании спорткомплекса квартируется кафедра физического воспитания этого ВУЗа.
Не был обделен Машстрой и цитаделью важнейшего из искусств. Кинотеатр «Дружба» располагался в самом центре одноименного парка. Сейчас его здание занимает ресторан. Сам парк «Дружба» был открыт в начале 1950-х годов. На данный момент он может похвастаться наличием единственного в городе аттракциона «Американские горки».
В 2008 году здесь могла появиться полноценная детская железная дорога: кольцо протяженностью более километра, часть которого представляло бы собой эстакаду высотой несколько метров, а также станция и платформа. ОАО «РЖД» разработало проект, но городская администрация не согласилась финансировать его реализацию.
Близ парка «Дружбы» напротив сквера Маяковского имеется еще одна достопримечательность — неработающий подземный переход, он же — второй выход станции метро «Советская». По слухам, даже оборудованный эскалаторами. В сквере Маяковского, некогда стоял памятник великому пролетарскому поэту. Но в 2003 году он был разрушен вандалами. И вернулся на свое законное место, лишь спустя 11 лет.
Но Машстрой недолго находился без присмотра со стороны деятелей искусства. В 2004 году в расположенном неподалеку сквере Чехова, был установлен памятник классику, до которого, по счастью, руки вандалов не дотянулись. На этом череда машстроевских памятников не заканчивается. У заводской проходной имеется стела «Металлист», а на пересечении улиц Юрия Гагарина и Победы установлен памятник покорителям космоса. Хоть Самара и город насквозь космический, но какое отношение к рокоту космодрома имеет Машстрой?
Оказывается, самое прямое. В 1960-х годах завод «Металлист» переориентировался на ракетно-космическое производство. На нем производились камеры сгорания для жидкостных ракетных двигателей.
Неподалеку располагается бывший универмаг «Школьник», некогда знаменитый широким выбором товаров для грызущих гранит науки. Помимо школьников были облагодетельствованы и меломаны. В шестиэтажной «сталинке» рядом со сквером Маяковского по сей день находится музыкальный магазин «Соната».
А совсем недалеко от него, на углу Гагарина и Советской Армии в здании бывшего районного исполкома в середине 90-х находилась штаб квартира Олега Киттера и его охранное агентство «Алекс». Сейчас вряд ли кто вспомнит этого видного деятеля самарской политической сцены конца прошлого века, а ведь он вошел в пятерку лидеров гонки за кресло мэра города в 1997 году.
Но потом Киттер все больше отходил от дел политических и сосредоточился на борьбе с жидо-масонами. Все течет, все меняется.
И мы по завету Ильи Лагутенко утечем из гостеприимного Машстроя к главной водной артерии нашей губернии и продолжим свое путешествие там.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте