,
Ведущий нашей познавательной рубрики — историк, колумнист, активный участник сообщества популяризаторов науки «15х4» Рома Ежевичкин.
Если вы еще не видели предыдущих выпусков его колонок — то вот несколько ссылок об интересных и крутых вещах, происходивших в Советском Союзе: о мобильной связи, о первом спутнике, о фабриках-кухнях, о черных рынках, о самодельных автомобилях.
Когда октябрь начинает ткать природе из тумана саван и сшивает его нитями дождя, когда листва цвета солнца и свежего граната устилает дорожки опустевших парков, а в воздухе уже пахнет первыми льдинками, именно в такие моменты хочется закрыть Пришвина и вспомнить о чем-то великом.
Например, о некоторых страницах истории советского автоэкспорта.
Они были первыми
Массовые продажи машин на Запад начались уже после Великой Отечественной. Оно и понятно — грузовики нужны были внутри страны, ведь на лошади индустриализацию и коллективизацию не провести. На базе грузовиков строили кареты скорой помощи и автобусы, на которых бравые работники МУРа охотились на банды.
Да и в Европе было достаточно своих марок. Тем более там не понимали, зачем покупать АМО, если можно купить оригинал от Форд.
Легковушек делали мало, они распределялись внутри страны и в продажу практически не попадали.
В конце 30-х автомобильная мысль стала смотреть в сторону броневиков и полноприводных вариаций, а потом вообще стало не до этого.
Но прорыв на Запад произошел и он был довольно громким. В одном только 1978-м (лучший для советского автоэкспорта год) было продано более 387 тысяч легковушек. Многие из миллионов проданных машин до сих пор гниют в гаражах и лесах или бодро бегают по дорогам.
Некоторые даже попадают в кино, например, «Невероятную жизнь Уолтера Митти».
И даже сам Гомер Симпсон ездит на ВАЗ-2105 (точнее Lada Riva).
Но для того, чтобы успешно продавать, машину нужно было правильно представить и назвать.
Слово художнику
В Европу довольно успешно поставляли «Победу», «Волгу» (ГАЗ-21, которая с оленем), «Москвич-403» и даже «ЗАЗ-965», известный как «горбатый».
Западные журналисты отмечали, что советские машины хорошо идут по дороге, хотя разгоняются не ахти, как и порой шумят. Но при этом добавляли, что цена искупает многое. И это правда — советские машины стоили дешевле многих местных марок. При этом они шли в специальном исполнении.
Экспортные машины отличались многим: двухцветная раскраска и виниловая крыша, люк и дополнительные хромированные детали, улучшенная отделка салона и кондиционер, магнитола и автоматическая коробка передач. Да и качество сборки было повыше.
Такие различия породили диковинное явления «реэкспорт», суть которого сводилась к тому, что постсоветские граждане ездили за рубеж, чтобы купить «Жигули». Одна из таких машин — Lada Carlota, кажется — в свое время стояла у стадиона «Динамо». А может и сейчас стоит, я там давно не был.
Выглядит она приблизительно так.
Впрочем, отличия часто были вызваны местными правилами безопасности, что требовали установки других бамперов и более безопасных рулевых колонок.
Настоящей экспортной звездой стал «Москвич-408», представленный в Лондоне в 1964 году. Кстати, есть миф, что экспортные «Москвичи» были только четырехфарными. Скорее всего, заблуждение идет из фильма «Бриллиантовая рука», в котором шеф хвастается приобретением именно экспортной модели. В реальности покупатель мог сам выбирать, сколько фар будет у его машины.
Для полноценной рекламной кампании машины нужен был проспект, в котором «Москвич» был бы представлен во всей красе. И здесь за работу взялся ныне покойный Эрик Сабо, один из главных автодизайнеров Союза. Вместе с Эдуардом Молчановым и Виктором Марковым они обложились иностранными журналами, постерами, буклетами и приступили к работе.
На тот момент главными в автомобильной рекламе были американцы.
Что не так с этой картинкой? Да всё. Во-первых, и без того огромные сухопутные дредноуты рисовались ниже, шире и длинней.
Вот так машина выглядела в реальности.
Во-вторых, зданий фон должен быть идеальным, даже карамельным. Эту моду заложил Ван Кауфман, бывший художник студии Дисней. Потому увидеть за Бьюиком какого-нибудь Бэмби было вполне ожидаемо.
В итоге перед Сабо сотоварищи встала сложная проблема – изобразить небольшой дешевый автомобиль в стиле «дорого-богато».
На первом этапе Сабо увеличил размер «Москвича» до размеров «Волги». Чтобы понять масштаб изменений, достаточно взглянуть на фото.
Следом нужно было насытить картинку заметными и понятными деталями. Вот одна из страниц буклета. В ней примечательны три детали.
Мужчина, который смотрит, что там под капотом – сам Эрик Сабо. А ещё это машина в редком экспортном двухцветном исполнении.
Но главное – открытый багажник с сумками и чемоданами. Эта часть работы вызвала немало проблем, поскольку сумки и чемоданы выглядят слишком буржуазно. Тогда в ход пошли не только автомобильные журналы, а то, что мы бы сейчас назвали глянцем. В итоге багажник советского «Москвича» наполнился европейскими и вполне узнаваемыми для них предметами. Отличный ход!
А на странице с рекламой универсала появились аксессуары для дайвинга.
Впрочем, сложности на этом не закончились. Заказчик, завод МЗМА (будущий АЗЛК), потребовал показать, что печка в машине работает, как надо, и даже указал, что водитель должен быть в поло, а его спутница в легком свитере. Получилось:
Буклет получился отличным и до сих пор всплывает на разных сайтах. Но это уже была лебединая песня рисованной рекламы. Совсем скоро на место художника придёт фотограф, который будет выдавать порой откровенную дичь.
И даже
Про имена
Помимо приукрашенной реальности, машины ещё и продавались не под своими именами. Ничего удивительного в этом нет, но разброс названий удивляет.
Например, прежде чем попасть на рынок, «Москвичу» нужно было дать новое имя. Во Франции его нельзя было продавать с индексом 408, поскольку 0 в индексе автомобиля давно принадлежал Пежо. По крайней мере так утверждает легенда.
В итоге «Москвич» получил целую россыпь имен: Moskvich Carat, Elite 1360, и Elite de Luxe, а также «Рила» 1400, Scaldia 1400 или Scaldia Elita. Кстати, в хорошие времена 70% «Москвичей» шли на экспорт.
«Горбатый» продавался под действительно удачным именем Yalta.
Наши родные Lada тоже отличились – Riva, Nova, Toskana, Natasha (это вообще был кабриолет), Laika, Kalinka Olympe (ВАЗ-2104 для французского рынка).
Но иногда под брендом Lada выходили не совсем «Жигули». На картинке ниже вы видите «Москвич-2141» от московского завода АЗЛК. Точнее вы думаете, что видите «Москвич», а на самом деле это Lada Aleko для рынка Германии и Франции.
Ну и самый эпический пример. Ни капли фотошопа, только типографская печать. Рекламный проспект для США.
Чужое имя доставалось и грузовикам.
Была такая машина КрАЗ. КрАЗ вообще машина, созданная для уничтожения всего сущего, при том надежная и практически неубивамая. В конце мира останутся только горы пластикового мусора, тараканы и грузовики КрАЗ.
За это был любим на Западе и успешно работал в карьерах и разрезах. Они даже успели поработать на строительстве туннеля под Ла-Маншем. Правда, в Британии их однажды запретили, поскольку машина не соответствовала никаким экологическим требованиям. Но их всё равно продолжали покупать, правда не регистрировали. Почти контрабанда.
Но британцы не знали, что есть КрАЗ. Они знали только Belaz.
А ещё под именем Belaz выходил уазик-головастик.
Почему наши машины получили новые имена? Есть как минимум две причины, помимо улучшения благозвучия названия.
Выводить на рынок новый автомобиль было тяжело, особенно на рынки, где представлено достаточно марок. И чтобы не тратить драгоценную валюту, использовали уже раскрученное имя Belaz или Lada. Подобная хитрость не нова и используется до сих пор многими автокомпаниями.
Но хорошо, тогда откуда взялась некая Scaldia? Это совместное предприятие СССР и Бельгии, которое с 1964 года занималось продажей и доработкой наших машин. Объём доработок порой был внушительным: установка дизеля, перекраска, перетяжка салона, даже отделка кузова шпоном и ещё много-много чего. Так что новое имя машины вполне заслуженно, не хуже, чем AMG какой или этот ваш Brabus. Последней машиной, которой торговали бельгийцы стала ВАЗ-2110.
Были и другие дилеры. Например, финская Konela или немецкая Deutsche Lada. К слову, у немцев получилось очень похоже на тюнинг в стиле 90-х.
Вместо окончания
Конечно, помимо фотографий и рисунков, была еще и видеореклама, которая отличалась своими нюансами, но говорила об одном – советское, значит дешевое и надежное.
И вместо описания, лучше просто посмотреть и проникнуться.
Не забывайте пристегиваться!
Фото обложки отсюда
Следите за нашими публикациями на Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook