ПОИГРАЕМ В ДЕКАДАНС

Фоторепортаж с экскурсии по самарскому модерну в 5 остановках

 800

Автор: Андрей Артёмов

Много дней минуло с тех пор, как мы провели экскурсию по Самаре в стиле модерн. И вот настало время подвести её итоги. Самые интересные точки этой экскурсии вы найдёте в нашем материале.


Для начала давайте перенесёмся в ту эпоху, когда архитектурный стиль модерн начал своё победное шествие по Самаре. Поможет нам в этом знаменитый самарский архитектор Ваган Гайкович Каркарьян:

Конец ХIХ — начало ХХ веков — время грандиозных перемен. В вечерний звон колоколов самарских храмов вторглись гудки заводов, пароходов и паровозов. Потомки мукомолов, салотопов и земледельцев, наследники вчерашних купцов, крестьян, самарские промышленники уже всё реже и реже ориентировались на патриархальную и средневековую московскую архитектуру. Развитие капитализма наложило отпечаток на всю общественную и художественную жизнь страны. Буржуазия уже не считала необходимым рядиться в «почтенные одежды прошлого», её представители всё меньше напоминали героев пьес Островского. Промышленники скупали ампирные особняки разорившихся дворян и уже не рубили «вишневые сады».

кар383

Архитектура XIX века находилась в постоянном и мучительном поиске чистого стиля: она то погружалась в византийское зодчество, то в классицизм, то возвращалась в ХVII век или даже в ХIV, то вдохновлялась народным искусством.

Нужен был новый стиль, который воплотил бы в себе революционные преобразования в промышленности и запросы новых заказчиков — разбогатевших буржуа. Такой стиль был найден. Зародившись в Европе в 80-х годах ХІХ столетия, новый стиль открыл яркую страницу истории архитектуры: в Италии он получил название «стиль Либерти», в Англии — «Арт Нуво», в Германии привилось название «югендстиль», в России — «стиль модерн».

Разбогатевшей самарской знати сразу полюбилась вызывающая роскошь, загадочность и, самое главное, уникальность построек нового стиля. От «русского стиля» нувориши в своих вкусовых пристрастиях делают резкий рывок в модерн.


1. ГОСТИНИЦА «ГРАНД-ОТЕЛЬ»

Одна из самых роскошных и фешенебельных гостиниц дореволюционной Самары. Первоначально была построена по типовому проекту, однако в 1909 году по заказу тогдашней владелицы здания оно было реконструировано в стиле декоративного модерна. Архитектором выступил Михаил Квятковский.

При оформлении фасада зодчий использовал свой любимый цветочный декор. Орхидеи, к слову,  украшают и интерьеры гостиницы. Архитектурный стиль «Гранд-Отеля» самарский купец и меценат Константин Головкин охарактеризовал как декаданс.

Связана с этим зданием и одна известная городская легенда. Именно с балкона гостинцы «Гранд-Отель» Федор Шаляпин спел для собравшихся под его окнами поклонников, когда был в нашем городе на гастролях в 1909 году.


2. ТЦ «ОПЕРА»

Конечно, сам по себе торговый центр имеет мало отношения к архитектуре модерна, зато, попав на его крышу, можно обозреть многие памятники архитектуры Самары с высоты птичьего полёта. Руководство ТЦ «Опера» радушно позволило нам в тот вечер почувствовать себя Карлсонами. А на память экскурсанты оставили запечатлённые на фотографиях прекрасные виды исторического центра города.


3. ТОРГОВЫЙ ДОМ ПЕРМЯКОВЫХ

Купеческая семья Пермяковых была родом из Казани. Они, владельцы нескольких мануфактур, открывали филиалы своего торгового дома в других городах Поволжья и, в частности, в 1898 году купили особняк в Самаре на улице Соборной. Спустя три года он был реконструирован в стиле модерн архитектором Александром Зеленко.

Здесь отсутствует одна из главных примет модерна — асимметричность, однако имеются многие другие его черты. Огромные окна-витрины, крупные маскароны в виде женских голов, в волосы которых вплетены цветы кувшинок и раковины, а также ажурное ограждение балкона.

В советские годы в здании доходного дома Пермяковых находилась фабрика модельной обуви и магазин при ней — «Дом обуви». Что любопытно, «Дом одежды» располагался на другом конце Куйбышева, в городке Металлургов.

 


4. ОСОБНЯК КУПЦА ЖОГОЛЕВА

Ценен прежде всего тем, что это единственное здание в Самаре, которое имеет ярко выраженные черты архитектуры барокко. Построено предположительно в 1909 году по проекту архитектора Георгия Мошкова.

Издалека особняк кажется приземистым, как будто одноэтажным, что связано с отказом от типичных для модерна «витринных окон». Последний здесь представлен асимметричностью фасада, его плавными линиями и наличием всё тех же маскаронов.


5. ОСОБНЯК КУПЦОВ КУРЛИНЫХ

Естественно, завершилась экскурсия по самарскому модерну в его общепризнанной жемчужине. Возможность рассказать о ней мы предоставляем выпускнику СГАСУ, архитектору Ивану Стафееву, который, к слову, сопровождал нас на протяжении всего маршрута и дополнял рассказ экскурсовода:

«Особняк, как тип постройки, едва ли не наиболее полно реализует возможности «нового стиля»). Рационализм стиля проявился здесь в необычной, но функционально обоснованной свободной планировке, в соответствующем ей размещении окон и балконов, в асимметричности объёмов здания. Большое значение в оформлении интерьеров и фасадов зданий в стиле модерна и дома Курлиной в частности играет орнамент: он применён в виде вставок глазурованной плитки, металлических решеток, витража, скульптурного барельефа, где источником новых форм и декоративных мотивов является природный мир.

Расширился не только ряд применяемых художественных приёмов, но и набор материалов и строительных конструкций. К сожалению, сегодня на фасаде особняка не все особенности стиля очевидны. После реставрации памятнику не был возвращён первоначальный цвет, столетие назад особняк был смелее окрашен, например, горизонтальные поля из плитки имели другой, более яркий оттенок. Также растительный узор, обрамляющий окно на скошенном углу здания, сегодня имеет такой же цвет, как и поверхность стены, что создаёт впечатление лепного декора, хотя выполнен он из металла».


Здесь же на территории усадьбы Курлиных мы провели традиционный розыгрыш призов от наших партнеров:

Магазин дизайнерских подарков «Все другое«
Questime Самара
ТЦ «Опера» 


BONUS TRACK

Иван Стафеев выбрал еще три памятника архитектуры, выполненных в стиле модерн, которые стоит увидеть своими глазами.

Недалеко от музея модерна находится ещё одно здание в этом же стиле: сто сорок четвёртый дом по улице Фрунзе, особняк Новокрещёновой с асимметричным фасадом, необычным балконом и эркером, оригинальной расстекловкой окон и причудливым растительным орнаментом.  Вновь после реставрации мы видим нехарактерный для модерновой постройки приём — все цветы окрашиваются серым цветом.

Еще пара объектов, достойных внимания как представителей наиболее чистого стиля в губернии. Особняк Сурошникова на пересечении улиц Пионерской и Алексея Толстого: отличный образчик «северного модерна» с брутальными стенами и почти крепостным машикулем.

Знакомство с особняком Стерлядкина в рамки экскурсии по самарскому модерну не входит, так как памятник расположен в Сызрани, на пересечении улиц Бабушкина и Советской. Однако композиция здания и декоративное оформление его фасадов и интерьера апеллирует к «венскому сецессиону».


Фотографии: Дарья Григоревская

При подготовке материала была использована книга В.Г. Каркарьяна «Самара — Куйбышев — Самара, или Три портрета одного города».