24/7

Кто и как строит Фрунзенский мостовой переход

 1 401

Автор: Редакция

Принято считать, что Самара стоит на Волге, что немного неверно: наш город стоит на пересечении сразу двух рек — Волги и Самары, притом Самарка, как её называют местные жители, разделяет его на две части.

В сознании жителей правобережья Самара заканчивается рекой, а Куйбышевский район с его 87 тысячами жителей – это, кажется, какой-то иной населённый пункт. Всё из-за того, что пока этот район связан с центром города всего лишь одним автомобильным мостом, построенным в начале 1950-х и безнадежно устаревшим. К счастью, скоро в Самаре появится ещё один автомобильный мост, который исправит осадное положение Куйбышевского района.

Компания «Стройтрансгаз», которая ведёт работы по строительству моста, поддерживает наш проект «Том Сойер Фест». Мы рассказываем о работе партнёров.

Строительная элита

Работы на строительной площадке Фрунзенского мостового перехода ведутся круглосуточно. Это не прихоть подрядчика, желающего успеть к сроку, а необходимость технологического процесса.

Устройство опалубки и армирование пролетного строения на мосту через оз. Банное (3)

Например, чтобы полностью возвести семь железобетонных опор моста через озеро Банное, строителям понадобилось 1 800 кубометров бетона, который набирал прочность ещё 28 дней. Всё это время за процессом следили как инженеры компании-подрядчика «Стройтрансгаз», инженеры строительного контроля заказчика, так и представители местного управления Ростехнадзора, главной контролирующей организации, следящей за соблюдением всех норм.

Андрей Сидоров, строитель (разнорабочий):
circle (5)

«В строительстве я работаю более 10 лет. Принимал участие в различных проектах, но самый запоминающийся – я три с половиной года проработал в Адлере и на Красной Поляне, на олимпийской стройке. Прокладывали тоннели, дороги, возводили медиацентр.

Жаль, дети не пошли по моим стопам, но тут кому что ближе. Я люблю работать руками, дома есть токарный станок, всё дома сделал сам — начиная от табуреток и заканчивая кухонным уголком. Все сам вырезал. Получился дом ручной работы».

 

Инженеры-строители, работающие по специальности «Мосты и тоннели», действительно считаются в строительной среде элитой. Железнодорожные мосты и путепроводы, эстакады, многоуровневые развязки, подземные и горные тоннели — технически самые сложные сооружения, каждое из них возводится по собственному проекту. Несмотря на внешнюю схожесть, ни один мост не может быть стопроцентной копией другого.

Гаяз Валиулов, плотник:

circle (4)«Мне уже 56 лет скоро исполнится, из них 35 я работаю в строительстве. Строил мосты по всей России — в Москве, Комсомольске-на-Амуре, Чите и других городах. Где только я не бывал! В Тульской области в городе Алексин строил четырёхполосный мост. Когда его строительство завершилось, было очень приятно потом слышать слова благодарности от местных жителей.
Во время работы мы становимся семьёй, привыкаем друг к другу. Даже когда ты дома и остаётся неделя до работы, уже всё – ничего неохота делать, рвёшься на работу, скучаешь по ней…»

Строительство моста – очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Мостовикам приходится бурить скважины для буронабивных свай, укреплять берега, осушать заливные озёра и учитывать, что природа всегда будет пытаться помешать ходу строительства.

Весной 2016 года был отмечен чрезвычайно высокий паводок — вместо подтопления нескольких дачных массивов вода резко поднялась в черте города, затопив припаркованные на берегу автомобили. Однако мостостроители оказались подготовлены к большой воде.

circlestroyРуслан Мансумов, эксперт дирекции реализации проекта «Фрунзенский мост» АО «Стройтрансгаз»:

«Мы были готовы к этому паводку, хотя воды в этом году было действительно очень много. Конечно, определённые сложности возникали, но для нас это не более чем рабочий процесс — никаких нештатных ситуаций или аварий на площадке не возникало. Скажем так: мы вышли из ситуации с наименьшими последствиями, которые мог причинить такой подъём воды».

Процесс гидронамыва на пикете П-8+32 основного хода автомобильной дороги

Кроме природных факторов есть и техногенные. На правом берегу, где улица Фрунзе выходит к строительной площадке, необходимо было демонтировать АЗС, проработавшую много лет. Из земли пришлось извлекать ёмкости, в которых хранились бензин и дизельное топливо. А затем пришла пора берегоукрепления — чтобы крутой берег не осыпался, строители в настоящий момент возводят железобетонную подпорную стену.

«Рабочие моменты» на этом не закончились. Точно на месте будущей четвёртой опоры, на дне реки была обнаружена затонувшая баржа. Впрочем, такие находки для мостостроителей не редкость. Пока возводятся другие опоры и пролёты, компания подыскивает подрядчика, который поднимет баржу на поверхность.

Городская артерия

В 1951 году в Куйбышеве началось строительство автомобильного моста через реку Самару, а спустя 3 года по нему было открыто движение. Тогда на левом берегу Самарки проживало около 59 тысяч человек. В 1959 году, во многом благодаря появлению моста, несколько посёлков левобережья были объединены в новый Куйбышевский городской район.

Сегодня здесь проживает уже более 87 тысяч человек, а количество автомобилей выросло в несколько раз. Быстро растет новый микрорайон «Волгарь», рассчитанный на 70 тысяч человек. Более того, микрорайон «Южный город», формально находящийся за городской чертой, также активно заселяется, а к 2032 году, по оценке застройщика, здесь будет проживать до 300 тысяч человек, почти четверть нынешнего населения Самары.

Старый мост, который должен бы пропускать максимум 1,5 тысячи автомобилей в час, сейчас откровенно не справляется с растущим потоком автомобилей, отчего страдает инфраструктура всего Куйбышевского района.

Руслан Мансумов:

«Пропускная способность нового моста составит более 4 тысяч автомобилей в час, притом он рассчитан на нагрузки А14 Н14, то есть по мостовому переходу смогут передвигаться транспортные средства весом до 100 тонн при распределении нагрузки до 25 тонн на ось.

Учитывая, что мостовой переход – это стратегический объект, неквалифицированный персонал сюда не допускается, а все рабочие — граждане РФ с многолетним стажем в мостостроении».

6TkG_NhQT1c

Официальный старт строительству Фрунзенского моста был дан 20 ноября 2015 года. Общая протяжённость трассы, которую проложит компания «Стройтрансгаз» в рамках проекта, — 2,67 километра. Кроме 6-полосного мостового перехода через реку Самару протяженностью 667 метров возводится 80-метровый мост через озеро Банное и путепровод, который выйдет к новому микрорайону «Волгарь».

Объёмы строительства

Ежедневно на площадке работают 200 человек, включая 30 ИТР (инженерно-технические работники), и 70 единиц техники. Все строительные материалы, включая бетон и металлоконструкции, проходят лабораторную проверку на месте.

Количество материалов, которые пойдут на объект, впечатляют: 57 тысяч кубометров бетона, 20 тысяч тонн металлоконструкций и больше миллиона кубометров песка. При этом уже использовано больше 8 тысяч кубометров бетона, 6 тысяч тонн металлоконструкций и 200 тысяч кубометров песка, а все работы должны завершиться в декабре 2018 года.

Безопасность

В 1971 году теплоход «Волго-Дон-12» столкнулся с автомобильным мостом через Самарку, зацепив перекрытие рулевой рубкой и протащив мостовое перекрытие на несколько метров вбок. В итоге целая секция моста рухнула на сухогруз, раздавив несколько кают. Это происшествие заставило всерьёз пересмотреть правила безопасности.

gallery_3055_36_21878

Новый мост возводится с учётом всех современных норм, и подобное происшествие представляется практически нереальным. Судовой проход между опорами составляет 120 метров, а высота моста от поверхности воды — 12 метров. Кроме того, за безопасность моста будут отвечать сразу несколько систем безопасности, включая мониторинг по многочисленным датчикам, расположенным на элементах конструкции, и видеонаблюдение.

Перспективы

После открытия Фрунзенского мостового перехода у Куйбышевского района появится новая возможность развития. Знаменитая «Стошка», Кряж, микрорайоны «Волгарь» и «Южный город» уже не будут окраиной, а станут полноценной частью города.

Новый мост позволит ликвидировать транспортную напряжённость в городе и разгрузит поток автомобилей на улице Главной, ведущей в Куйбышевский район, обеспечит выход на федеральную трассу М-32 и к трассам местного значения. Жители Самары получат не просто новый мост, а новую транспортную артерию, соединяющую отдаленные районы с историческим центром и другими районами города.