Что не так с электричками из Самары в аэропорт?

 3 535

Автор: Ксения Лампова

2 августа заработал самарский аэроэкспресс – в первый рейс до аэропорта Курумоч отправились шесть человек. Изначально сотрудники аэропорта ожидали, что количество пассажиров возрастёт до тысячи (при проходимости аэропорта в 7 тысяч человек в сутки), но их ожиданиям не суждено было сбыться: уже в сентябре начались перемены в расписании и отмены некоторых рейсов.

ДГ попытался разобраться, почему жители города наотрез отказываются пользоваться комфортабельным аэроэкспрессом, который способен домчать до Курумоча всего за полтора часа.

Как проект, приносящий прибыль, аэроэкспресс провалился сразу в нескольких городах: Екатеринбурге, Казани и Владивостоке. Маршруты были закрыты в связи с убытками, которые достигали 22, 62 и 130 миллионов рублей соответственно. Даже в Москве ночные рейсы отменяются с завидным постоянством, а Новосибирск не сможет обойтись без аэроэкспресса только через 10 лет, и только в том случае, если пассажиропоток местного аэропорта возрастёт до 10 миллионов человек. Эксперты в один голос утверждают, что расходы на обслуживание подобных электричек — это траты, которые не окупятся никогда.

Изначально в расписании самарского аэроэкспресса было восемь поездов: половина следовали из Самары в направлении аэропорта, остальные — обратно. В октябре их количество начало сокращаться: были отменены вечерний рейс из Самары и ночной из аэропорта, потом сняли ещё два: утренний из Курумоча и самый ранний из Самары. Теперь из Самары в Курумоч отправляются только две электрички (в 8:56 и 15:41) и столько же в обратном направлении (в 12:54 и 18:29).

Самое популярное направление, которым пользуются пассажиры Курумоча, — рейсы из Самары в Москву. Отправляясь из города в аэропорт, пассажиры аэроэкспресса прибывают на место вылета в 10:15 и 17:01, таким образом, пропуская все утренние и ночные вылеты. Следующие вылеты, на которые они могут попасть и которые не придётся ждать больше двух часов, осуществляются в 11:45, 12:10, 17:20, 17:45, 17:50, 18:20 и 18:30. Таким образом, аэроэкспресс охватывает только 7 рейсов из 35 возможных, что составляет лишь пятую часть. Иначе говоря, 80% потенциальных пассажиров Курумоча предпочтут такси или автобус электричке, смирившись с бесконечными самарскими пробками.

С возвращением из Курумоча в Самару всё даже хуже: электричка отправляется из аэропорта только в 12:54 и 18:29, и никто из пассажиров не захочет провести в ожидании дольше часа — проще опять же доехать на такси или автобусе. Последние самолёты прилетают из Внуково только в 10:35, далее в расписании самолётов зияет окно вплоть до 13:25. Вечерние рейсы из Москвы прилетают в 17:25, 17:50 и 17:55. Таким образом, в будний день из Москвы в Самару прилетает приблизительно 40 рейсов, и пассажиры только трёх из них смогут уехать домой на аэроэкспрессе. Есть, конечно, и другие рейсы из других городов, но до ожидаемого пассажиропотока в тысячу человек они вряд ли дотянут.

circle

Вот как объясняет непопулярность маршрута Владимир Звоновский, директор по исследованиям Фонда социальных исследований:

— Пассажиропоток в Курумоче за 2015 год составил два миллиона пассажиров. Делим на два (только в одну сторону) и на 365 дней, получаем 2740 человек. Рейсов электричек — четыре. Делим, получаем 684 человека на один рейс электрички. Предположим, что в Самару и Тольятти едут из аэропорта в той же пропорции, что и живут (хотя есть ещё и Новокуйбышевск, Сызрань и Димитровград). 684*2/3=456. Это ВЕСЬ пассажиропоток из Самары в аэропорт!!! Больше нет и не предвидится. Предположим, что этот вариант интересен половине пассажиров из Самары. Остальным, например, жителям Солнечного микрорайона или живущим на улице Советской армии, он неудобен при любом расписании. Получаем 228 пассажиров. Какую часть можно переманить на электричку? 10 процентов? Загрузка одной электрички составит 23 (!!!) пассажира. ДВАДЦАТЬ ТРИ.

С помпой запущенные электрички из Самары в аэропорт явно были частью подготовки транспортной инфраструктуры к ЧМ-2018. Но вышел фальстарт. Свою нежизнеспособность они показали за 1,5 года до Мундиаля.

Фото обложки отсюда