,
В начале лета в Самаре прошёл научный семинар. Профессор Владислав Акулов выступил с теорией, что вибрация в автобусах разрушает клетки, и у пассажиров может случиться инфаркт. Для этого он провёл целое исследование.
Максим Федоров попросил онколога, гигиениста и эксперта по общественному транспорту рассказать, как на самом деле влияет вибрация на пассажиров и опасно ли ездить в самарских автобусах.
В чем проблема?
Вибрация в автобусах была всегда. Её вызывает двигатель. Но раньше эту проблему решали — устанавливали массивные двигатели и делали салон жестким. Теперь производители гонятся за легкостью и дешевизной — упрощают конструкцию двигателей.
Самарский профессор Владислав Акулов считает, что это ухудшает виброакустические характеристики автобусов.
— Собственные частоты автобуса сгущаются и попадают в диапазон работы двигателя, от этого усиливается вибрация. Вибрация вредит не только автобусу, но и пассажирам. Колебания в салоне достигают 20 герц, и от этого могут разрушаться клетки, а у людей за 40 — оторваться тромб. Плюс — всё это провоцирует онкозаболевания, инфаркт или ишемию.
Как проводили эксперимент?
В салоне, кабине водителя и практически на всех внутренностях автобуса закрепили датчики вибрации. Кроме устройств, определяющих силу вибрации, использовали специальные лазеры. Считайте, сделали скоростную съёмку колебаний, а потом посмотрели в замедленном действии.
Учёные свели результаты двух методов и переложил их на конструкцию автобуса. Оказалось, что двигатель даёт колебания 12 герц (это безопасно), но остальная система автобуса усиливает их до 20 ГЦ (чувствуется дискомфорт).
Владислав Акулов также назвал три самых опасных места в автобусе: места для инвалидов, беременных и родителей с детьми, а также задние сидения и площадка у входа.
Сколько в Самаре «опасных» автобусов?
На роль подопытного выбрали белый обкатанный МАЗ-206 – один из самых популярных в Самаре автобусов. Сейчас по городу ездит 142 таких автобуса. Они выходят на маршруты № 5д, 34, 36, 41, 50 и 67.
Так вибрация вызывает онкологию?
Заместитель главврача по медицинской профилактике, реабилитации и связям с общественностью самарского онкодиспансера Татьяна Золотарева считает, что нет:
— Всемирная организация здравоохранения не относит вибрацию к факторам риска онкологических заболеваний. Научных доказательств влияния вибрации на развитие подобного рода заболеваний тоже нет.
Колебания, о которых идет речь в исследовании Владислава Акулова, легко почувствовать на холостом ходу автобуса: во время остановок или на светофоре. Но сколько бы вы не ездили, в какой бы части салоне не сидели, онкология вам не грозит.
И тромб не оторвется?
Вибрационной болезнью не страдают даже водители автобусов, которые проводят в салоне намного больше времени, чем самый заядлый любитель общественного транспорта.
О воздействии колебаний на организм человека ДГ рассказал завкафедрой гигиены в Самарском медуниверситете Игорь Березин:
— Опасная вибрация может быть на производстве: у горнорабочих, шахтеров, строителей. Кроме этого, есть опасная транспортная вибрация: у бульдозеристов, которые работают уже 40 лет. Но водители автобусов в этот список не входят.
Пассажиры тоже вне зоны риска. От вибрации в автобусе тромб точно не оторвётся. Но лучше бы этой вибрации не было. Сделать конструкцию салона жестче и заменить детали на металлорезину – хорошая идея, вибрации от этого будет намного меньше.
Выходит, самарские автобусы в порядке?
Не совсем. Автор блога «Общественный транспорт 63» Алексей Перезнатнов подтвердил ДГ, что вибрация – это одна из главных проблем автобусов МАЗ-206:
— Самая сильная вибрация – на модификации 206.085, которые отработали уже по несколько лет. На модификации 206.086 вибрация чуть слабее, так как они ещё новые.
Перезнатнов имеет в виду МАЗы, которые привезли в Самару специально для ЧМ-2018. Пока их использовали как шаттлы, нагрузка была небольшая, но теперь автобусы перекинут на городские маршруты.
Беспокоиться не стоит?
Последнюю партию автобусов, действительно, сделали лучше. Но по мере эксплуатации автобусы портятся. Чтобы замедлить износ, можно заменить детали – к такому выводу пришёл Владислав Акулов в своём исследовании.
По его словам, для МАЗов-206 подойдёт металлорезина. Она должна погасить вибрацию в салоне.
Этот материал уже используют на «Прогрессе». Также с ним умеют обращаться в Аэрокосе. Но для того, чтобы установить металлорезину в автобус, надо провести много исследований.
Нужны ли вообще такие исследования?
Нужны! В идеале, виброакустический контроль надо проводить до покупки и перед утилизацией автобуса. Для этого можно использовать упрощённый вариант исследования самарского учёного. Но это дополнительные затраты, поэтому сейчас такого контроля нет.
Владислав Акулов говорит, что готов работать с МАЗом и упростить собственное исследование. Детали из металлорезины для автобусов он предлагает делать на заводе в Управленческом, который сейчас всё равно работает в полсилы.
О других проблемах общественного транспорта в Самаре можно почитать в нашем материале.
Фото обложки отсюда
Иллюстрации: кадры из фильма «Восьмая миля»
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook