,
Современный российский город совсем не годится для комфортной жизни пешеходов*. И уж тем более его улицы не пригодны для передвижения маломобильных людей, к которым можно отнести и родителя с коляской, и туриста с чемоданом.
Самарская улица пока вотчина автомобилиста. И строительство подземных пешеходных переходов, как это ни парадоксально звучит, тому подтверждение.
В прошлом году в городе ввели в эксплуатацию сразу четыре подземных перехода — один под перекрестком улиц Осипенко и Ново-Садовой и три под Московским шоссе — у перекрестков с улицами Революционной, Советской армии и у ТЦ “Империя”.
Строительство переходов затеяли для того, чтобы убить сразу двух зайцев — увеличить пропускную способность основных магистралей города и обеспечить безопасность всех участников дорожного движения, в первую очередь пешеходов.
Комплексно оценить влияние пешеходных переходов на транспортную ситуацию можно будет только после завершения реконструкции Московского шоссе и Ново-Садовой, изменения светофорных циклов, организации движения. Учёные Самары и Перми провели исследование, в котором рассчитали экономическую эффективность и целесообразность строительства подземных переходов на Московском шоссе. Из исследования видно, что выгода в переходах все-таки есть. Для автомобилистов.
А как же безопасность? Сайт “Трансспот”, посвящённый дорогам, уличной инфраструктуре и организации дорожного движения, приводит очень интересную, хотя и печальную статистику. В ДТП на регулируемом пешеходом переходе гибнет около 3% пешеходов. Остальные 97% аварий с летальным исходом происходят вне или на нерегулируемых переходах. То есть влияние подземных переходов на безопасность участников дорожного движения несоизмеримо с затратами на их сооружение. Затраты на строительство трёх переходов на Московском шоссе оцениваются в 220 миллионов рублей.
Так что пешеходы, похоже, снова остались с носом. Чтобы не быть голословными, мы провели небольшое исследование. Измерили расстояние, которое преодолевал пешеход, пересекая дорогу по “зебре”, и время на этот переход с учётом среднего времени ожидания перехода — половины цикла красного света. А затем спустились в подземный переход и проделали то же самое — измерили расстояние и время. Полученные результаты сравнили.
Ново-Садовая и Осипенко
Еще полгода назад пешеходу среднего роста для того, чтобы пересечь Ново-Садовую, требовалось сделать 42 шага. На этот путь он тратил 55 секунд (25 секунд на сам переход и 30 секунд — среднее время ожидание зелёного света). Сейчас переходить дорогу в этом месте запрещено, и для того, чтобы попасть на противоположную сторону, пешеходу потребуется проделать под землёй путь длиной 373 шага, из них 83 ступеньки. Дорога займет 3 минуты 13 секунд.
Как видно, не все граждане готовы тратить на переход улицы три минуты и, невзирая на барьеры, выкрашенные в голубой цвет Октябрьского района , ищут приключений на свою голову и другое место на переходе, где движение пешеходов запрещено. Это к вопросу о безопасности всех участников движения.
Московское шоссе и Революционная
Переход по “зебре” ещё не запрещён, поэтому любой желающий, не нарушая ПДД и без угрозы для жизни, может сравнить оба варианта. По “зебре” — 35 шагов за 56 секунд (20 — на переход и 36 секунд — ожидание зелёного света). Под землей — 100 шагов, в том числе 51 ступенька и 60 секунд времени. Затраты сопоставимые, но люди всё равно выбирают самую короткую дорогу.
Московское шоссе и Советской Армии
Бодрая прогулка по «зебре» будет длиной в 42 шага и займёт 65 секунд (25 — на переход и 40 секунд — среднее ожидание разрешающего сигнала светофора). Спустившись в переход, вы совершите 110 шагов (из них 44 ступеньки) за 70 секунд вашего драгоценного времени. Затраты времени и килокалорий сопоставимые.
Но в ближайшее время наземный переход через Московское шоссе со стороны университета связи, по которому перемещается немаленький пешеходный трафик, будет закрыт. Примерную схему движения можно представить по этой картинке.
Для того, чтобы перейти дорогу от университета, придётся пересечь по «зебре» улицу Советской Армии в сторону парка Гагарина, пройти под Московским шоссе по построенному переходу и ещё раз прогуляться по «зебре». Этот путь составит 291 шаг за две минуты 30 секунд (если повезёт попасть во две фазы зеленого света при переходе Советской Армии).
Вывод напрашивается сам: народ будет лезть через дорожные ограждения и бегать по Московскому, как это происходит в районе действующего подземного перехода у рынка “Караван” — самого опасного для пешеходов, по статистике ГИБДД, в 2012 и 2013 годах участка шоссе, подробнее здесь.
Московское шоссе у ТЦ “Империя”
Самый короткий переход — 17 шагов за 15 секунд. Светофора здесь больше нет, поэтому посчитать среднее время ожидания зелёного света не получится. Спуск под землю займёт 1 минуту и составит 100 шагов (из них 44 ступени). Самый грязный переход — пандус не очищен от снега, кто-то тут же «сходил в туалет», а на одной и стен уже появилось тег графитчика из спального района.
Доступность переходов для маломобильных жителей города мы попросили прокомментировать руководителя кабинета помощи и реабилитации инвалидов Катерину Сизову:
— Я начну в обратном порядке. Переходы под Московским шоссе у ТЦ “Империя” и парка Гагарина, пожалуй, можно назвать доступными для инвалидов-колясочников, с некоторыми ограничениями. Самый важный недостаток — это отсутствие противоскользящего покрытия на пандусах. Несмотря на допустимый угол наклона, удержаться самостоятельно на этом пандусе будет сложно не только колясочнику — любой человек может поскользнуться. Кстати, опыт показывает, что там, где есть “правильные” пандусы, люди не ходят по ступеням. Еще одно упущение — ширина между перилами должна быть не более метра для того, чтобы инвалид мог опять же самостоятельно перемещаться, перехватывая руками с обеих сторон. Ну, и отсутствуют информационные таблички, свидетельствующие о том, что переход доступен для инвалидов.
Переход под Московским шоссе у Революционной недоступен для колясочников. В него можно спуститься со стороны так называемого сквера Мира, но подняться с противоположной не получится, потому что там установлены пандусы-убийцы.
Эти металлические рельсы не годятся даже для того, чтобы по ним прокатить чемодан на колёсах, не говоря уже о инвалиде-колясочнике. В зависимости от модели, колёса у коляски могут быть разной ширины, расположены в разных плоскостях. Вы просто не сможете поставить коляску на эти рельсы. Высота лестничного спуска не соответствует длине и пропорциям пандуса, угол наклона слишком велик — удержать коляску на этих рельсах не сможет ни сам инвалид, ни его помощник. К тому же расстояние между рельсами слишком узко, и помощник, передвигающий коляску, просто не сможет переступать. Что произойдет с человеком на коляске, если он всё-таки попробует преодолеть этот переход, смотрите на видео:
— Переход под перекрестком Осипенко и Ново-Садовой оборудован двумя электроплатформами для подъёма и спуска колясочников — стоят аккуратные, прикрыты чехлами. Наверняка ждут, кого бы покатать? Но кнопки вызова нет, как человек может ими воспользоваться?
Бетонные рельсы — ничего опаснее для колясочника, наверное, ещё не придумали. Самостоятельный спуск по этим рельсам будет последним спуском для любого отчаянного смельчака. Этот переход — непреодолимое препятствие.
Вывод понятен: пешеходы, в особенности из числа маломобильных граждан, от строительства новых подземных переходов ничего не выиграли, передвигаться по городу не стало безопаснее, удобнее и быстрее. Профит водителей тоже можно поставить под сомнение, пробки просто переместились в другое место, хотя, как уже говорилось, выводы о влиянии новых переходов на дорожную ситуацию можно будет сделать после завершения ремонта центральных автомагистралей города.
*Так как даже самые заядлые автомобилисты иногда покидают салоны своих шарабанов, речь идет о всех жителях города без исключения.
Инфографика: Наталья Пирожкова
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте