«К Самаре нужно привлечь внимание мировой публики»

Балетмейстер Юрий Смекалов – о премьере балета «Три маски короля», современной хореографии и самарской балетной труппе

 1 457

Автор: Евгения Новикова

.

,

В пятницу, 15 февраля, в театре оперы и балета состоится мировая премьера балета «Три маски короля». Несколько месяцев над ним работал хореограф из Мариинки Юрий Смекалов. Начался проект с творчества богатого строителя из северной столицы, да и в целом спектакль будет непохож на все, что раньше видел зритель в самарском оперном театре.

На встрече с журналистами балетмейстер рассказывал о том, какое место в искусстве занимают крупные бизнес-игроки, есть ли в САТОБ убедительные артисты и как сегодня меняется академический балет.

Деньги на маски

Спонсирует проект «Три маски короля» миллиардер Вячеслав Заренков – владелец группы компаний «Эталон», которая строит жилье в Москве и Санкт-Петербурге. В 2017 году он вошел в число 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes. Такой славы Заренкову мало – он пишет картины и книги, патентует изобретения, строит храмы, которые украшает собственными горельефами, и активно вкладывает в искусство с помощью проекта «Созидающий мир». Вячеслав Заренков – автор либретто «Три маски Юлия», которое и стало основой балета. 

 Меценатство и спонсорство в искусстве — острый вопрос. Но это во многом позволяет реализовываться спектаклям с новым, смелым решением, обретать им свою жизнь. Когда есть новый композитор, есть желание поставить что-то на неизвестную тему, это всегда трудно. Зачастую выбираются проекты, у которых уже есть музыкальный или литературный материал, который может привлечь к себе дополнительное внимание за счет названия, например. Наш проект самостоятельный, абсолютно никому неизвестный — это большой эксперимент и определенный риск.

Три маски4

Либретто я изрядно переработал. В первоначальном варианте оно исполнялось с живым оркестром и чтецом, это было в форме сказки. Так идею можно было реализовать для детского зрителя. Но когда меня пригласили в работу, захотелось развить сюжет, чтобы и взрослые могли заглянуть в себя.

Я постарался превратить сказку в притчу. Сегодня это в первую очередь философские размышления на тему масок, характеров, которые мы ежедневно надеваем.

Эксперимент для провинции

Поскольку спектакль основан на новом материале, с использованием современных технологий в звуке и не традиционной для классического балета хореографии, можно подумать, что Самару выбрали как тестовую площадку для уменьшения рисков. Но главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов утверждает: ему пришлось потрудиться, чтобы проект привезли сюда, а не в Ростов или Астрахань. Ему удалось убедить авторов, что самарская сцена готова к экспериментам.

— Меня пригласил в проект Юрий Бурлака [главный балетмейстер САТОБ с августа 2017 — прим. авт.]. Мы вместе работали над «Пахитой» в Мариинском театре, у нас хорошее взаимопонимание. Поэтому, когда зашел разговор о «Трех масках», я ни секунды не сомневался.

До этого момента я слышал о САТОБ только благодаря фестивалю «Шелест», и то потому, что мой друг восемь лет в нем участвует. Когда я ехал, даже не подозревал, насколько интересной и гибкой может быть труппа в самарском театре — в мировом пространстве недостаточно информации о том, что здесь происходит. Поэтому мы и заявляем, что наш балет — мировая премьера. К Самаре нужно привлечь внимание мировой общественности. Я думаю, потом сюда начнут приезжать хореографы из других стран и новые режиссеры. Мы покажем труппу в новом и интересном амплуа, здесь есть убедительные солисты.

Три маски5

Новые па

Юрий Смекалов известен как хореограф, который добавляет в академический балет элементы других танцевальных культур, объединяет традиционные и современные направления. Так сделан его спектакль «Солярис», премьера которого состоялась в прошлом году на сцене «Приюта комедианта». Современный танец самарский зритель увидит и в «Трех масках короля».

— В хореографическом тексте есть некая эклектика: есть и форма неоклассики, и современные направления, связанные с контемпорари. Я и мой ассистент проводили мастер-классы, чтобы «раскачать» самарских артистов, привить им новые направления. До этого в САТОБ практически не было современного танца.

Я работал с труппами Большого, Мариинки, артистами Германии, Мексики и других российских театров — самарские ребята ничем не уступают им по мотивации и отдаче. Поэтому надо, чтобы об этом узнали, чтобы вы ассоциировались не только с «Шелестом».

Кроме танца

Эксперименты в новой постановке касаются не только хореографии — в «Трех масках» оркестр объединится с электронной музыкой, а конструктивные декорации дополнят сложными художественными элементами. Команда спектакля надеется, что его динамика и насыщенность привлечет в театр нового зрителя.

— Саунд-продюсированием занимается Влад Жуков из Москвы. Он делает неоклассическую музыку более современной, где имеет значение не только оркестровка, но и атмосфера на сцене. Ему помогает Даниил Пильчин — он учится на композитора в Гааге. То есть у нас есть команда, которая может сделать музыкальное произведение, интересное само по себе.

Визуальный образ балета создает художник Вячеслав Окунев, на счету у которого уже более 500 спектаклей и сотрудничество с лучшими режиссерами, хореографами и сценаристами. Главная декорация — огромная маска-трансформер, которая характеризует несколько различных эпох. Она превращается в город, кабинет Юлия, кабинет заседаний, парк. Благодаря Виктории Злотниковой, художнику по видеомэппингу, наша маска будет плакать и смеяться.

Костюмов не очень много, мы все-таки делаем акцент на хореографии — артистам ничто не должно мешать двигаться, и должна быть видна красота балетных тел.

Фото отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook