В ПЛЕНУ СТЕРЕОТИПОВ

Архитектор Андрей Требунских о том, каким может быть православный храм

 577

Автор: Редакция

Две работы самарских архитекторов были отмечены на открытом конкурсе архитектурных проектов православного храма с приходским комплексом, организованного Московским патриархатом и Союзом архитекторов России во время Православного фестиваля, который проходил в Москве в последних числах января.

Дипломами Союза архитекторов России и Гильдии храмоздателей были награждены проект Софийского собора у “Ладьи” авторского коллектива Юрия Харитонова и Натальи Клодиной и проект храма в Куйбышевском районе Андрея Требунских. ДГ публикует проект храма с приходским комплексом работы Андрея Требунских с его комментариями.


О конкурсе

Не считая уместным давать оценку непосредственно самим работам участников, все же приходится констатировать, что не только привычно консервативная Церковь и прихожане, но и архитекторы в массе своей продолжают блуждать в плену стереотипов в поисках «русского» и «традиционного». Существующий дискурс настроен на постоянное оглядывание назад: «Не огорчают ли наши эскизы Эрнеста Жибера1  и Константина Тона2?» Разумеется, огорчают! Столь полюбившийся сегодня в качестве образца русско-византийский стиль девятнадцатого столетия явился в свое время как естественная реакция на рост национального самосознания и интереса к национальной культуре. Его эволюция была неразрывно связана с развитием отечественной историографии, этнографии, истории архитектуры, что укладывалось в общеевропейскую картину мира тех лет.

Есть ли смысл в непрекращающемся возвращении к тому, что уже было осмыслено и в полной мере воплощено столетие назад? Нужна смелость признать очевидное, что метод, построенный на имитации стиля, который сам некогда признавался за имитацию – заведомо тупиковый. Необходимы конкурсы и открытые дискуссии – профессиональные и общественные. (Абстрагируясь от результатов, сам факт того, что прошедшее событие уже стало регулярным, дарит некоторую надежду). Да, такая постановка задачи требует высокого профессионализма, включающего фундаментальные знания в области истории искусства и понимание православного богослужения. Совершенно естественно, что поиск актуального языка будет сопряжен с большим количеством проб и ошибок.

Все же, двадцать пять лет русская архитектура провела в таком поиске – беспрецедентный путь от эклектики к авангарду, на каждом своем этапе оставивший выдающиеся образцы. Церковная архитектура была исключена из этого процесса лишь в самом конце и до сих пор не может вернуться в колею своего естественного развития. И двадцать пять последних лет мы колеблемся между апокалиптическими явлениями постмодерна и бессодержательным лубочным историзмом. Где-то посередине, справедливости ради, появляются достойные примеры, но их по-прежнему явно недостаточно, чтобы изменить впечатление от общей картины.

Ни один стиль не является лучше или «благолепней» другого, поскольку был уместен и естественен именно в свое время. Уже само понятие стиля практически утратило сегодня первоначальное содержание, существуя лишь в приложении к разговору об истории архитектуры. Самая качественная работа на тему прошлого все равно не избавится от ощущения декорации и искусственности, только обесценивая те не слишком многочисленные подлинные памятники, которые дошли до наших дней.


О проекте

Для размещения храма на 300 прихожан был выбран участок в черте города Самары в Куйбышевском районе. Располагаясь в относительной близости к историческому центру города, однако отделённый от него рекой, этот район обладает очень слабыми характеристиками пространственной среды. Тем не менее постепенно здесь возводятся новые многоквартирные жилые дома.

Средний по размерам храм с помещениями приходского комплекса может успешно претендовать на статус визуального и культурного акцента этой территории. Ввиду слабой урбанизированности и общей фрагментарности территории храм удалось разместить в природном ландшафте вблизи озера, тем не менее в пешеходной доступности от него размещаются плотные жилые районы.

Во внешнем облике акцент сделан на лаконичность форм и материалов. Это сделано для того, чтобы выявить логику и выразительность сочетания традиционных форм, очищенных от декора. Все помещения приходского комплекса собраны в едином объёме. Это выражает единство литургической и повседневной жизни прихода.

Функционально основные помещения комплекса скомпонованы в западном объёме, соединяющемся с основным пространством храма переходами. В него вошли вспомогательные помещения для причта, небольшой зал для обедов и мероприятий в цокольном этаже и для лекций на верхнем мансардном. В цокольном этаже также разместилась отдельная кухня, а также две жилые комнаты с отдельным входом, подходящие для временного проживания гостей или нуждающихся. Второй этаж занимает квартира настоятеля, с возможностью прямого перехода через террасу в храм.

Цоколь под трапезной отведён под санузлы для прихожан и котельную со своим входом. Ещё этажом ниже в подвале размещены прачечная, хозяйственные и инженерные помещения, сообщающиеся с техническим подпольем под остальными частями сооружения.

Сложный рельеф на участке позволил обеспечить раздельное использование каждой из вышеперечисленных групп помещений без пересечения людских потоков. Наружные стены выполнены из светлого архитектурного бетона со следами деревянной опалубки. Кровля медная или металлическая, окрашенная в темно-серый цвет. В месте размещения перехода между двумя частями комплекса покрытие принимает вид ламелей. Конструктивно крыши представляют собой треугольные рамы с затяжками в нескольких уровнях, несущие конструкции полов. Несущие конструкции шатра – четыре ромбовидные фермы с одним опорным узлом в каждом углу четверика, соединённые поперечными ригелями по контуру шатра.

big_axo-3

Со всеми работами, присланными на конкурс, можно ознакомиться пройдя по ссылке.

1 Эрнест Иванович Жибер – петербургский архитектор, приверженец русско-византийского стиля, автор многочисленных проектов по все России, к которым относится и уничтоженный кафедральный собор в Самаре.

2 Константин Андреевич Тон – один из крупнейших российских архитекторов XIX века, фактический основоположник русско-византийского стиля, автор проекта Храма Христа Спасителя в Москве.