ДУРАЦКАЯ САМАРА. Самые странные движняки восмидесятых-девяностых

ДУРАЦКАЯ САМАРА. Самые странные движняки восмидесятых-девяностых

Автор:

НОВОСТИ
265

Хиппари (старые и молодые), панки, металлисты, гопники всех мастей, монархисты, зелёные, демшиза, красные, ультра-красные, левые, правые — кого только не было в Самаре начала девяностых… Так было практически в каждом провинциальном городе. Но в каждом наверняка была какая-то сугубо местная экзотика. В Самаре эту роль сыграли общества «Дураков» и «Старых дев», а так же общественная организация «Рыжие Самары».

Текст: Станислав Фурман

Рассказывает Дмитрий Белтов, экс-секретарь «Рыжих Самары»:

Beltov
Дмитрий Белтов

«Союз «Меча и орала» и общество «Анонимных алкоголиков» — выбирать формальное определение для этого сообщества приходилось примерно из такого списка. Но учитывая, что Союза уже не стало, решено было не повторять его судьбу и назваться общественной организацией «Рыжие Самары». Ключевой фигурой был председатель Михаил Беренбойм. Все остальные – массовка, сочувствующие и примкнувшие, включая крашеных. Основной смысл – отсутствие серьёзного отношения к жизни. Легко, весело, без напряга и с удовольствием. Ну, и изрядная порция здорового авантюризма.

berenboym
Михаил Беренбойм

«С г-ном Беренбоймом судьба свела в лихие 90-е, как сейчас принято вспоминать те времена! Они, кстати, более запомнились мне тем, чем я сам занимался. Учёба в СГАКИ, СТЭМовское движение и председательство в созданной мной и моими друзьями Ассоциации сатиры и юмора «Русская Байдобина». С изданием периодического печатного издания с одноименным названием. На почве несерьёзного отношения к происходящим вокруг «лихим годинам» и сошлись с не таким уж и рыжим, по сравнению со мной, Михаилом. Каких-то совместных деяний, в том числе и противоправных, упомнить не могу, ибо память избирательна. Единственно, что запомнил на всю жизнь – крутая по тем, да, наверное, и по нынешним временам, коллекция самоваров. Которыми г-н председатель на полном серьёзе собирался завоёвывать Европу. Он, кстати, для меня таким и запомнился. Приятно объёмный, сияющий и с улыбкой — как начищенный самовар».

В сети есть несколько интервью с Михаилом Беренбоймом. Наиболее подробно о «Рыжих Самары» он высказывается здесь. Если целиком интервью читать влом, то вот три цитаты:

«Только когда рыжие придут к власти, наступит порядок. Юмор — вот единственное средство, которое поможет сегодня спасти человечество».

«Рыжие, эта лучшая часть человечества, дискриминируются нерыжим большинством. Во времена Петра I показания рыжих в суде не принимались, поскольку те считались исчадием ада, бесовыми детьми. Дискриминация продолжается и поныне. Областной отдел юстиции выдал «Рыжим Самары» сертификат за номером 666. Это, как известно, дьявольское число. А когда рыжие обратились в статуправление, дабы узнать, по какому типу организаций им предстоит платить налоги, сотрудница не нашла ничего лучшего, как отнести их к инвалидам детства».

«Существуют 4 категории рыжих. 1 — «истинно рыжие». 2 — «рыжие в прошлом», т.е. лысые. Это наш мэр. 3 — «корпоративные рыжие». Это организации, которые к нам вступают. К примеру, авиакомпания «Самара», которая дает рыжим 10 процентов скидки на авиарейсы в любых направлениях. Есть фирма, которая делает скидки рыжим покойникам и их родственникам. Сеть магазинов «Захар» тоже предоставляет скидку для членов союза. 4 — «скрытые рыжие», т.е. рыжие в душе, которые, не будучи носителями рыжих волос, поддерживают рыжую идеологию».

Связаться с экс-главой «Самарского общества старых дев» Вероникой Севостьяновой, которая давным-давно покинула Самару, к сожалению, не удалось. А вот с дураками повезло. А как же иначе?

Рассказывает Андрей Чечков, занимавший в «Самарском обществе дураков» 91-92 гг. должность ответственного за общественную работу. 

mzh3olbU4Os

«Стартом для идеи создания нашего общества послужила акция «День какашки», имевшая место в августе 90-го. Ситуация была такой: в Тольятти прорвало канализацию и всё это счастье рвануло сначала в водохранилище, где несколько дней выдавало себя за новый остров, а потом, разумеется, потянулось к нам, в Самару.

Собкором «Коммерсанта» в Самаре был тогда Игорь Вережан, который нередко выступал идеологом акций, о которых потом сам же и писал. Он-то и предложил мне собрать на набережной народ, чтобы отметить «День какашки».

Собирали просто по сарафанному радио, «из уст в уста». В назначенный день на Полевой спуск пришла здоровенная толпа, состоявшая из совершенно разных людей: хиппари, зелёные и прочие неформалы, какие-то домашние толстопузики в сандалетах, взбудораженная техническая интеллигенция в засаленных галстуках… Мы раздали пришедшим плакаты и пошли на набережную. Помню, я толкал какие-то речи. О чём, толком уже не помню. Впрочем, общий-то смысл понятен, конечно… Подтягивалась публика с пляжа, останавливались случайные прохожие – один, двое, трое – и получилась тусовка в несколько сотен человек, готовых во всеуслышание заявить о чём-то, к чему они все неравнодушны.

Я был тогда участником социал-демократического клуба. Однако собственно политика уже тогда казалась мне делом довольно пресным и делать серьёзное лицо было скучно. А в феврале 91-го обстоятельства сложились так, что просто вынудили нас придумать нечто такое, от чего всей этой политике станет просто невмоготу. Дело в том, что в Горсовете отказались зарегистрировать «Партию диктатуры пролетариата» Гриши Исаева. Это выглядело дико и абсурдно: коммунизм трещит по швам, а они своих же не пускают. И как-то стало вдруг понятно, что в стране вообще очень много непонятного.

Такого, чего честной человеческой логикой никак не объяснишь, такого, что объясняется только через ханжество и подлость. Получается, кто не ханжа и не подлец – тот дурак. Так сама собой и родилась идея.

Процедура регистрации «Самарского общества дураков» и стала нашим первым хэппенингом. Мы зачитывали положения устава, а депутаты рыдали от смеха. Свидетельства об официальной регистрации мы, по-моему, так и не получили, но повеселились от души.»

RFV9Ac0xWac

Что касается остальных акций «Самарского общества дураков», то (барабанная дробь) представляем вниманию почтеннейшей публики нижеследующий документ («Молодежная волна», ноябрь 1991 г.), интересный не только своей уникальностью, но и историческим значением (в оригинале он больше, здесь приведены лишь ключевые его моменты):

mHaKqEpuVq8

cI55JIfr6pI

kiW87GJVd9E

2eC7nQQrSAE

P.S. в качестве финального многоточия – текст заявки в фонд Сороса от Михаила Беренбойма (найдено на сайте http://www.imperium.lenin.ru/LENIN/uzhas/17.html )

Название проекта: «Рыжий» Интернет

Руководитель проекта: Беренбойм Михаил Давидович

Организация: Общественное объединение Рыжие Самары

Краткое описание проекта: Создание Интернет-сообщества «рыжей» части населения планеты, в том
числе России;

Издание Интернет-версии газеты «Только для Рыжих»;

Создание Интернет-чата «для рыжих»;

Создание банка данных «Рыжих»;

Создание «Всемирного Союза Рыжих».

Общий бюджет проекта: $6 781

Сумма, запрашиваемая у ИОО: $5 061

Комментарии: