ПРЕДЧУВСТВИЕ ВЫСОТКИ

Почему перенос речпорта на Красную Глинку развяжет руки застройщикам старой Самары

 6 207

Автор: Максим Фёдоров

В своём текущем виде проект нового речпорта на Красной Глинке – это не что иное, как гигантский проект создания искусственного спроса на землю на стрелке рек Волги и Самары. Застройщики уже давно присмотрели эту территорию, но всякий раз мешал грузовой порт.

ДГ попытался разобраться, как речпорт встанет на новом месте, чем это опасно для жителей Красной Глинки и почему после его переноса стрелку точно застроят.

Как всё начиналось

Идея переноса самарского речпорта со стрелки Волги и Самары возникла ещё в 2011 году, когда на его месте планировали построить стадион к ЧМ-2018. Позже, несмотря на переезд стадиона в район Радиоцентра, от планов по переносу порта правительство не отказалось.

Вновь об этом заговорили в 2015 году. Тогда стало известно, что будущий порт расположится в устье реки Сок на лесных участках, которые имеют статус памятника природы федерального значения «Жигулёвские ворота» и подлежат сохранению в естественном состоянии. Правительство области тогда не стало продвигать идею и открестилось от участия в проекте.

forum

И, наконец, в июне этого года чиновники вновь вспомнили о переносе порта на Красную Глинку. При этом их уже не интересовал статус лесных участков. Областной минтранс сходу объявил конкурс на поиск компании, которая подготовит документацию для строительства нового речпорта.

Согласно документам Госзакупки, выиграла ООО «Терра». Компания за 13 миллионов 400 тысяч рублей должна за полтора месяца провести все геодезические исследования местности и создать проект нового порта. Результаты мы узнаем 30 ноября.

При чём тут старый город

В конкурсной документации указывается, что главным основанием для проектирования нового порта на Красной Глинке служит проект модернизации исторического центра в границах Комсомольской, Фрунзе и акватории Волги.

Речь идёт о том самом злополучном проекте «Стрелка», разработанном «Ленгипрогором». Согласно концепции, на стрелке появится рекреационная зона с концертно-конгрессным холлом и дворцом бракосочетания. Здесь же будет тематический парк, зона спортивных площадок, школа и гостиничный комплекс. А ещё – колесо обозрения, аттракционы и футбольный корт.

Этот, мягко говоря, смелый проект уже рассмотрен и утвержден. Его реализации мешал только речпорт. Но после того, как краны и остальную технику со стрелки перевезут на Красную Глинку, а территорию расчистят от остатков производства, проект «Стрелка» начнут воплощать в жизнь.

Возможен ли технически перенос речпорта   

Перенос речпорта на Красную Глинку выглядит как подготовка к застройке стрелки. Полтора месяца – это слишком мало для составления проекта. Особенно если учесть, что исследования для проектирования нынешнего порта проводились на протяжении 95 лет. Об этом ДГ рассказал бывший главный гидротехник Самарского речного порта Алексей Хотимский.

oooo.plus_1276- Чтобы построить нынешний речной порт проводили экспертизу местности на протяжении 95 лет. Исследования начались ещё в 1878 году, а само строительство стартовало в 1962-м. И только в 1973 году речной порт приобрел свой нынешний вид. Вот, когда проведут такую же экспертизу, тогда могут речной порт переносить.

А конгресс-центр, дворец бракосочетания, жилые дома затопит или подтопит – это как получится. Ведь в 100 километрах от стрелки находится Куйбышевское водохранилище. Надо понимать степень опасности. Вот когда волна от катастрофы на ГЭС новостройку снесет, тогда они задумаются, надо ли было вообще порт переносить.

В распоряжении ДГ оказалась переписка активиста Максима Вотрина, который также выступает против переноса речпорта на Красную Глинку. В частности, Вотрин поделился с редакцией ответом на его обращение от Росприроднадзора. Ведомство указывает, что права граждан на благоприятную окружающую среду могут быть реализованы только в общественных обсуждениях проектной документации.

Однако в документах Госзакупки ни о каких общественных слушаниях речи не идёт. За согласование проекта отвечает лишь глава городской администрации и руководитель Волжского района.

О технических нарушениях проекта переноса речпорта на Красную Глинку говорится и в письме Средневолжского управления рыболовства. Так, размещение любого капитального строительства, а также барж, толкачей и прочей техники на водном объекте рыбохозяйственного значения подлежит согласованию с ведомством. Однако «рыбаки» не получали ни одного запроса на согласование.

Почему местные жители против

Активиста Максима Вотрина перенос речпорта на Красную Глинку затронет в первую очередь. Он проживает в дачном массиве «Жигулёвские ворота». Это частный сектор с красивыми загородными домами прямо у Волги. Так вот речпорт будет впритык к этому частному сектору. Жителям оставят место ровно до мусорных баков – дальше будет высокий забор предприятия.

Размещение речпорта

К «Жигулевским воротам» сейчас идёт только одна дорога – по дамбе. Согласно плану строительства речпорта, дамба полностью отойдёт предприятию. Единственное решение – засыпать озеро, где отдыхают не только дачники, но и приезжие из города, и прокладывать по нему новую дорогу.

oooo.plus_823- Здесь много баз отдыха, дачные массивы, новые коттеджные поселки. Жигулёвские ворота, Царёв курган, гора Тип-Тяв и река Сок в комплексе образуют неповторимый вид, позволяющий любому жителю Самары отдохнуть в этом районе от городской суеты.

Перспектива застройки этого места катастрофична: порт – это шум, коллапс на дорогах, грязная река. Более того – вниз по течению от предполагаемого порта находится Самара с её городскими пляжами и водозаборами. Перспектива вырисовывается не самая радужная.


По словам Максима Вотрина, сейчас по всему городу формируется несколько инициативных групп, цель которых – спасти природу Красной Глинки и попытаться повлиять на планы по строительству речпорта. Они пишут запросы в разные ведомства, однако, по мнению Вотрина, основная масса ответов не несёт в себе никакой конкретики.

Сообщается о необходимости проведения экологической экспертизы и общественных слушаний. Однако общественные слушания носят рекомендательный характер (нередки случаи, когда строительство тех или иных объектов идёт против мнения большинства опрошенных), а экологическая экспертиза может носить откровенно заказной характер.

Как новый речпорт повлияет на экологию

ДГ узнал об экологических последствиях строительства грузового порта на Красной Глинке у председателя центрального совета Российской Зелёной лиги Сергея Симака.

oooo.plus_212- В районе стрелки среда уже преобразована. Там меньше элементов природных систем. Поэтому при строительстве нового порта на стрелке дополнительного вреда для экологии было бы меньше. В районе же Красной Глинки сохранилась относительно естественная береговая полоса. И перенос грузового порта туда нанесёт значительный урон экосистеме.

Однако всё зависит от того, как будет организована работа порта. Сейчас, по существующим нормативам, порт должен быть экологичным. Однако в реальности есть вполне обоснованные опасения, что загрязнение Волги всё же будет.

Мы обратились с тем же вопросом к бывшему главному гидротехнику Самарского речпорта Алексею Хотимскому. По его мнению, спешка с переносом речпорта для застройки стрелки может пагубно отразиться на чистоте Волги.

- В своём нынешнем состоянии порт не выгружает ничего опасного. Мы перевозим металлолом. Если даже куски металла упадут в воду, до городских пляжей они точно не доплывут.

Другой вопрос – перевезут ли вместе с другими сооружениями порта канализационную насосную станцию. Она нужна для очистки Волги от фекалий и мусора, которые оставляют пассажирские суда. Сочинителям нового строительства пора объявить общественности, когда и где будут возведены эти необходимые по требованиям экологии сооружения порта.

pG4wpg36bIA

Сергей Симак называет другую главную проблему переноса речпорта на Красную Глинку – это лес, который придётся вырубать для строительства предприятия.

- Все леса на территории города входят в зону защитных лесов. Если они попытаются вырубать лес, это будет прямое нарушение закона. Однако разгрузка судов теоретически возможна без вырубки леса. Правда это маловероятно. 

Оригинал фото на обложке: Владимир Сверкалов
Визуализация речпорта на Красной Глинке: Владимир Максимов
Эскизы проекта «Стрелка» отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments