Застывшая красота. Пять каменных женщин Самары

Застывшая красота. Пять каменных женщин Самары

Автор:

НОВОСТИ
157

Женщины испокон веков являлись не только женами, матерями и хранителями очага, но, в первую очередь, музами, вдохновлявшими мужчин на героические поступки и создание шедевров. Женская красота не давала покоя архитекторам и скульпторам. Плоды этого мы можем видеть и на улицах Самары.

Текст, фото: Армен Арутюнов

1

Сандра Курлина архитектора Зеленко

В начале ХХ века угол нынешних улиц Фрунзе и Красноармейской был одним из самых привлекательных мест города. В 1903-м году по проекту москвича Александра Зеленко здесь построили роскошный особняк в стиле модерн. Алексей Толстой, живший по соседству, назвал его даже «нелепо роскошным». Но внимание горожан привлекала не только необычная для Самары архитектура. Рассказывают, что жители близлежащих кварталов приходили, чтобы увидеть, как садится в экипаж, запряженный белой в серых яблоках лошадью, хозяйка особняка – очаровательная Сандра Курлина. Считается, что женская головка над центральным входом и плафон в будуаре Сандры изображают красавицу-купчиху.

============================================

2

Волга Константина Головкина

Дачу Константина Головкина знают по всей России в первую очередь благодаря скульптурам слонов, расположенных со стороны Волги. Но на территории загородной резиденции купца есть еще одно изваяние, родившее немало легенд – это женская скульптура, выходящая из гигантских лепных бутонов. Многие называют ее Панночкой. По одной из легенд там похоронена дочь Головкина. По другой, некая девушка покончила с собой из-за купца, и Головкин решил поставить в память о ней женскую скульптуру. На самом деле, все это – плод бурной фантазия самарцев. «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину, — писала в начале 1990-х дочь Константина Евгения Головкина-Овсянникова. — И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно упоминают великого нашего Н.В.Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью к людям оставить в покое…
Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…»

Есть еще одна версия, которая, возможно, ближе к истине. В жизни и творчестве купца, художника, археолога и общественного деятеля большую роль играла Волга, что хорошо видно из его картин. Вполне возможно, что скульптура в саду — это образ великой реки.
========================================

IMG_4829

Неоготика Михаила Квятковского

В 1910-м самарский купец Андрей Субботин купил дом на нынешней улице Алексея Толстого, 30. По проекту Михаила Квятковского была произведена его реконструкция, и особняк принял черты неоготики. По одной из версий, Субботин купил дом для своей дочери. Возможно это и так, но в нем располагался доходный дом со съемными квартирами. В любом случае, особняк называют домом Субботиной-Маркинсон (Маркинсон по фамилии последнего дореволюционного владельца здания). По обе стороны от эркера на фасаде Квятковский разместил лепные женские изображения. Возможно, неоромантический женский образ на фасаде как-то связан с потенциальной хозяйкой дома. Если это и не так, то это в любом случае одно из самых красивых женских изображений в Самаре.

========================================

IMG_6531

Физкультурница Василия Акимова

Наиболее известными работами самарского скульптора Василия Акимова являются изваяния рабочего и физкультурницы на театре оперы и балета. Мастер не стал формально подходить к созданию символов эпохи на главной площади города. По одной из версий, физкультурница со снарядом в руке – портрет жены скульптора Акимова. Таким образом мастер увековечил свою любимую.

========================================

34

Купальщица и Воднолыжница Валентина Знобы

В начале 1960-х Ваган Каркарьян и Василий Акимов отправились в Москву приобретать у знаменитого Евгения Вучетича скульптуры для самарской набережной. Увы, с автором Родины-матери договориться не удалось, зато в город на Волге привезли работы украинского скульптора Валентина Знобы. Кто вдохновил и позировал скульптору – неизвестно, но то, с какой любовью он создавал этих красавиц, видно по каждой малейшей их детали.

Комментарии: