КУДА ПОДАЛЬШЕ

Тур выходного дня на автомобиле: имение Гарина-Михайловского и Красная Лопата

 1 899

Автор: Андрей Артёмов

ДГ продолжает проект, в котором рассказывает о путешествиях на автомобиле по Самарской области и соседним регионам.

В этот раз выбор маршрута был доверен штатному краеведу «Другого города» Андрею Артемову, который подошел к этому делу с изрядной долей ответственности, цинизма и нонконформизма.

Гений места

Самара как город провинциальный отчаянно хватается за любые нити, связывающие ее с известными людьми, в частности с писателями. Мы уважаем Алексея Максимовича, пусть и ругавшего нас, благодарны Алексею Николаевичу за два проведенных на Волге года. Дополняет эту плеяду не столь известная широкому кругу личность — Николай Георгиевич. Речь идет о Гарине-Михайловском, писателе, инженере и путешественнике. Попав в плен народнических идей, он 1883 году купил имение близ деревни Гундоровка. Он хотел поднять ее с колен, используя немецкий подход к сельскому хозяйству. Деревня не ответила Гарину-Михайловскому взаимностью.

Посмотреть на места, где происходили эти драматичные события, мы и отправились на новенькой ŠKODA KODIAQ, предоставленной нам компанией «Град-Авто».

Terra incognita

Итак, имение Гарина-Михайловского располагалось в деревне Гундоровка, ныне Сергиевского района нашей области. Интерес к ее посещению подогревало несколько дополнительных факторов.

1. Еще в географическом атласе Самарской области 2002 года деревня Гундоровка отмечена как нежилая, что сразу же вызывает любопытство: насколько нежилая, что осталось от былого великолепия и т.д.
2. Во всемирной паутине есть сведения, что в 1985 году в Гундоровке была открыта стела в память о Гарине-Михайловском, притом ни одной фотографии ее мне найти не удалось.
3. Рядом с Гундоровкой есть еще одна заброшенная деревня с нетривиальным названием Красная Лопата. Поглядеть на нее тоже было бы познавательно.

Начало большого пути

Утро понедельника. Все сознательные граждане едут в центр Самары, и только мы, свободные художники, покидаем душный мегаполис в поисках неведомых и манящих земель. В нашей команде — менеджер по продажам Роман и маркетолог дилерского центра «Град-Авто» Юлия.

Признаюсь, я немного переживал, что путь до нашего первого пит-стопа — Сергиевска — займет 1 час 41 минуту, как подсказал всезнающий Google.

Маршрут

Но «Кодиак» доставил нас туда за час. Более того, по пути в Сергиевск имелся отрезок свежеотремонтированной трассы, по которой чешский железный конь разгонялся до 150 км/ч.

По ходу движения мы обогнали два уютненьких автодома с номерами Евросоюза. В связи с чем я не преминул задать Роману вопрос, касающийся «Кодиаков», собранных в России и в Чехии. Есть ли принципиальная разница в их пилотировании? Услышав ответ, мой внутренний патриот ликовал. По удобству и простоте вождения они идентичны. Для сторонников теории заговора Роман сообщил, что все узлы и комплектующие для «Кодиаков», собираемых в России, производятся в Европе.

Так, за непринужденным общением мы добрались до Сергиевска. В наши планы не входило подробное знакомство с ним, поэтому мы ограничились осмотром самого центра — пересечения улиц Советской и Ленина.

Здесь нас встретил местный краеведческий музей, расположенный в бывшем доме купца Смирнова. Вспоминая особняки самарских хлеботорговцев, понимаешь, что размах-то не тот (да, мы зажрались!). Здесь же, на перекрестке — памятник красноармейцам, павшим в боях с белочехами и колчаковцами. Последнее, на что мы обратили внимание — телевизионная вышка, все-таки Сергиевск обладает собственным телеканалом «Радуга-3», а это что-то да значит.

Не финишная прямая

Итак, передохнув, мы выехали на финишную прямую. Во всяком случае, так тогда казалось. Путь наш лежал по трассе, ведущей на Челно-Вершины. Посчитав, что риск — благородное дело, мы решили ориентироваться по печатной карте, да, той самой — 2002 года.

И вот, мы сворачиваем с проторенной асфальтовой дороги и сразу попадаем в местность, где «Кодиаку» предстоит вспомнить, что он внедорожник. Кривая тропка приключений завела нас в лес, куда, взвесив все за и против, мы решили не углубляться. Как и в дальнейшем доверять печатной карте и своему умению ее «читать».

Прямо там, в лесочке мы расчехлили смартфоны и углубились в изучение google-maps. Судя по ним, удача была на нашей стороне, дорога на Гундоровку оказалась поблизости. Фортуна улыбнулась и местным комарам, которые явно не ожидали увидеть на своей малой родине столько свежей плоти. Более того, сюда же стали слетаться и слепни, поэтому мы поспешно ретировались за крепостные стены нашего «Кодиака».

IMG_8150

Выезжаем из леса на оперативный простор. Вид резко меняется. Мы на вершине холма, под нами зеленое море разнотравья, еще дальше — лес, прорезаемый просекой ЛЭП. Единогласное одобрение увиденного не заставило себя ждать. Теперь мы уже не удивлялись, что Гарин-Михайловский купил себе имение так далеко от цивилизации.

Глядя на буйство окружающего природного ландшафта, захотелось бросить все и, вооружившись посохом и бородой, подобно калике-перехожему бродить по земле, питаясь доброхотными даяниями. Однако, зная бескрайность родных просторов, лучше бы перемежевывать пешие отрезки с перемещением все в том же «Кодиаке». Но шанс на доброхотные даяния местных жителей в этом случае заметно падает.

Сергиевск

Пока я делился с остальными членами экипажа своими размышлениями, «Кодиак» лихо спустился с холма. Навигатор радовал нас приближением к Гундоровке. Справа по борту стоял разнокалиберный лес — от березовых рощ до ельника, слева шла череда озер. Окружающий нас мир (как салон автомобиля, так и его окрестности) казался прекрасным.

Встреча с аборигеном

Рядом с одним из озер мы обнаружили местного жителя, судя по резиновой лодке, недавно рыбачившего. Свято веря в непогрешимость геолокации, не спешим выходить на контакт. Но в конце концов все-таки решаем пообщаться. Сведения о Гундоровке поступили не самые радужные. От деревни ничего не осталось, но памятник на месте. Впрочем, точного его местоположения наш новый знакомый не знал.

Вместе с тем полностью назвать место заброшенным нельзя. На бывшей территории имения расположилась пасека безымянного пчеловода. Положительные вести поступили и о Красной Лопате. Несмотря на заброшенность деревни, там живет дедушка-отшельник. Все как мы любим.

Вооружившись новыми знаниями, движемся дальше. И тут смартфон сигнализирует, что мы в центре Гундоровки. Оглядевшись вокруг понимаем, что от имения Гарина-Михайловского и впрямь не осталось даже рожек и ножек. Все погребено под волжским разнотравьем.

Дом пасечника

Сворачиваем ближе к прудам, к жилищу нового «владельца» Гундоровки. Безымянный пасечник не вышел встречать дорогих гостей, но мы внимательно осмотрели его владения. Компанию нам в этом уединенном месте составляли лишь птицы, однозначно истолкованные нами как хищные.

Меж тем лето брало свое — начало припекать. Благо в «Кодиаке» трехзонный климат-контроль, который позволяет забыть о полуденном зное. Мысленно попрощавшись с безымянным пчеловодом, едем дальше, по еще одной едва проторенной кем-то дорожке. И нам улыбается удача. Мы находим то, благодаря чему Гундоровка все еще существует на картах. Деревенское кладбище. Маленькое, но для этих отдаленных мест весьма ухоженное.

Путь в Красную Лопату

Итак, нами было установлено, что ныне деревня Гундоровка состоит из одного дома. Крестьян сменили пчелы, а место Гарина-Михайловского досталось безымянному пасечнику. Теперь нам предстояло выяснить, какова градостроительная обстановка в деревне Красная Лопата, стоящей на противоположной стороне озер.

Столь нетривиальный нейминг по всей видимости расшифровывается так: «лопата» в данном случае (спасибо, google) — место, где узкий овраг переходит в широкую долину, что совпадает со здешним рельефом местности. Ну, а «красная» — из-за выхода слоев глин, по аналогии с Красной Глинкой. Отдельно радует, что деревня с таким названием в России одна.

Красная Лопата (2)

Итак, Красная Лопата встречает нас несколькими домиками. Сердца и вен, равно как и владельцев в этих срубах мы не обнаружили, единственная номинальная живность — резиновый ежик, похожий на выставочный экспонат из галереи «Виктория».

Судя по окружающей действительности, жизнь ушла из этих мест не так давно. Пока мы обживались в том, что уцелело от Красной Лопаты, нас неожиданно настиг рыбак-абориген, которого мы встретили час назад. По его словам еще пару лет назад все эти дома принадлежали фермеру, который пытался развернуть здесь сельскохозяйственную деятельность, но потерпел фиаско. Но один житель в деревне остался. Он тоже держит небольшую пасеку, до которой идти буквально 5 минут. Что мы и сделали.

Помнящий Гундоровку

Прежде чем повидаться с загадочным старцем, мы познакомились с его овчаркой. К счастью, не близко. Хотя уже были мысли ретироваться в салон «Кодиака». Но вот бобик посажен на цепь, абориген-рыбак сообщил дедушке о цели нашего визита, можно начинать переговоры.

Собака

Парламентером выступил я. Периодически отбиваясь от дедушкиных подопечных (ох уж эта пасека!), я стал выпытывать у него сведения о Гундоровке. Несмотря на преклонный возраст интервьюируемого (88 лет!), информацию мы получили весьма интересную. Во-первых, Дмитрий Иванович оказался коренным жителем Красной Лопаты, а его детство было тесно связано с Гундоровкой.

IMG_8337

В тамошней школе он учился. Близ нее имелся большой сад, яблоки из которого раздавали колхозникам. Еще там были магазин, маслобойня (уже не действующая), клуб и хлебные амбары. Помнит Дмитрий Иванович и дом самого Гарина-Михайловского. Одноэтажный, деревянный, еще в его детстве он был заброшен. Однако ребятишки пробирались в него и пытались, как водится, найти клад. Из находок Дмитрий Иванович вспомнил о небольшой иконе, на мой вопрос о монетах и банкнотах ответил отрицательно. Хотя и не исключил, что кто-то находил и их.

Постепенное угасание Гундоровки как населенного пункта началось при Никите Хрущеве, который выступил с инициативой укрупнения колхозов. Под раздачу попал и местный, который назывался «Червонный садок». Местные жители постепенно разъезжались в более крупные населенные пункты — Успенку и Сергиевск.

Сам же Дмитрий Иванович 40 лет проработал на радиоцентре №5, который располагался близ поселка Мехзавод, связистом-радиотелеграфистом. Что любопытно у завода «Салют» в советские годы было подсобное хозяйство в районе все той же Красной Лопаты. Здесь, на своей малой родине он и решил встретить старость.

Попрощавшись с Дмитрием Ивановичем, мы погрузились в порядком отдохнувший «Кодиак» и помчались обратно, в хранимый богом град Самару. В сухом остатке — загар, еще не выветрившийся из дыхательных путей запах разнотравья и гордость за природные богатства губернии.

Посещение выбранной нами локации стоит рекомендовать любителям медитации и русской литературы, а также тем, кто не хочет ограничиваться стандартным набором окрестных достопримечательностей.

Отдельно радует, что по выходе из «Кодиака» ни одна из частей моего богатырского организма не оказалась затекшей. Что, учитывая семь проведенных в нем часов, прекрасный результат. Комфорт-с.

Фото и видео: Даниил Гудков


Пройти тест-драйв и насладиться всеми преимуществами Kodiaq вы можете в дилерском центре «Град-Авто» по адресу: Южное шоссе, 14 (напротив «Амбара»).

Телефон для записи на тест-драйв: +7(846) 33-11-777
Салон работает ежедневно с 9:00 до 21:00

Партнерский материал

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments