ШКЯ

История о том, как вырваться из офисного рабства, рисуя жирных уродцев

 3 490

Автор: Редакция

Убегая от офисной работы в соцсети, вы наверняка натыкались на картинки из паблика «ШКЯ (шутки, кайф, яшперица)». Да-да, те самые картинки с забавными толстяками, которые мечтают о Пятнице и Кутеже.

ДГ узнал у создателя паблика Евы Морозовой, как она построила бизнес-империю на картинках с жирными уродцами, которые мечтают вырваться из офиса в мир кутежа, разливного пива и прокрастинации.

Без боков тут никак

- «ШКЯ» — для тех, кто каждый день чувствует апатию и уныние. Для тех, кто живёт единственной целью – дождаться пятницы». Такое описание украшает ваш паблик ВКонтакте. Это настроение вашей аудитории или ваше собственное?

— На самом деле этот текст пора бы заменить уже, он не то чтобы соответствует духу группы. Апатия и уныние, конечно же, имеют место, куда без них, но это только небольшой кусочек всего спектра настроений. А подводку эту я писала, когда работала в офисе на одной угнетающей работе, так что уныния мне хватало.

- В одном интервью вы сказали, что с детства любили рисовать жирных уродцев. Главные образы «ШКЯ» — именно такие персонажи. Но почему в «ШКЯ» не появляются, допустим, философствующие худые уродцы? Будет ли расширяться ассортимент уродцев?

— Вообще, я стараюсь экспериментировать с видами уродств (горбуны, карлики, старики), но вот худые уродцы, боюсь, не впишутся. Лирический герой «ШКЯ» — это такой ленивый увалень, без боков тут никак. К нему острые черты лица не вяжутся.

- Обычно вы рисуете сцены из офисной жизни. В офисах работает много женщин, но на рисунках «ШКЯ» они появляются редко. Почему?

— Да, не задалось у меня с ними. Просто уродливая жирная женщина — это как-то грустно. И красоток рисовать тоже не по масти. Возможно, когда-нибудь я найду баланс между комичностью и уродством. Хотя тут еще нюансы есть. В любой стандартной житейской ситуации лично я сразу представляю мужчин, мужчина — это как бы персонаж по умолчанию. А если на картинке женщина, то я как будто должна оправдать её присутствие какими-то женскими темами, иначе непонятно, зачем этот персонаж введен. А такие темы мне на ум не приходят.

Эмоции в яичнице с сосисками

- В одном интервью вы описали свой день так: «Поработаю, потом полежу на кровати, потом еще поработаю, пойду поем, потом опять поработаю». В другом интервью вы говорили, что сцены и образы для «ШКЯ» вы берёте из быта. Вам хватает повседневной жизни или все-таки нужны яркие эмоции?

— Яркость эмоций ведь зависит не от окружения, а от наблюдателя. Если ты внимателен к деталям, для тебя каждый предмет в доме, каждый незначительный диалог с окружающими — это вдохновение. Тебе интересно всё, и не нужно прыгать с горы или идти на фестиваль красок, чтобы испытать яркие эмоции. Почти вся русская классика состоит из замечательнейших описаний быта, повседневности, простых вещей и маленьких людей, и это можно перечитывать бесконечно. Если умеете наблюдать, то найдете яркие эмоции и в яичнице с сосисками.

- Как вы думаете, творческая личность должна постоянно развиваться – читать книги, ходить на выставки, следить за современным искусством?

— Интерес и восприимчивость к окружающему миру должны быть. А уж как ты этот окружающий мир узнаешь, дело твое. Кто-то постоянный поток информации сквозь себя пропускает, кто-то до минимума его сводит, ни то, ни другое не влияет напрямую на способность к творчеству. Что-то другое влияет. Хотя мне, конечно, второй вариант ближе, наблюдения за окружающими и за природой вполне достаточно, чтобы создать что угодно.

- Сейчас любят шутить про тлен и скорбь. «ШКЯ» играет этими трендами, люди смеются над собой и так поднимают себе настроение. Чтобы быть счастливым сегодня, нужно креативно обыгрывать пессимизм и грусть?

— Чтобы быть счастливым сегодня и в любой другой исторический период, необходимо быть вменяемым человеком со здоровым чувством самоиронии. Необязательно даже вменяемым. Но умение посмеяться над собой — это всегда плюс, конечно. А по поводу трендов, следить за ними — это последнее дело. Можно совпасть с духом времени, даже незаметно для себя, но пытаться сделать это нарочно — это как за ветром в поле гоняться.

Злоба дня и пьянство

- Почему вы не рисуете на злобу дня? Например, харассмент или выборы президента можно адаптировать ко вселенной «ШКЯ».

— То, что вы видите в комиксах «ШКЯ», это и есть злоба дня для меня, это то, что мне кажется важным, насущным. Гораздо приятнее говорить о вечных вещах, чем о сиюминутных. Да и в политике нужно либо хорошо разбираться (выяснять источники, понимать, кто и зачем написал ту или иную вещь, какие эмоции этим хотят во мне возбудить, кому это выгодно и т. д., а на это мне жалко тратить время), либо не касаться этого вообще.

- В одном интервью вы говорили, что явного посыла у картинок «ШКЯ» нет – они просто создают настроение. Вы задумывались, как влияют образы жирных чуваков на людей? Может быть, кому-нибудь они даже помогают справиться с депрессией.

— Когда количество подписчиков увеличилось, я начала задумываться, да. Все-таки это ответственность, за посыл нужно отвечать и понимать, что ты делаешь. Если кому-то помогают, это замечательно, лучшего и желать нельзя.

- Рисунки «ШКЯ» многим нравятся. А приходилось встречаться с негативом? «ШКЯ» когда-нибудь обвиняли, например, что картинки призывают выпивать? И если бы обвиняли, что бы вы сделали?

— Да я сама себя обвиняю в том, что там слишком много про алкоголь. Все-таки пьянство разное бывает, если в моей среде это почти всегда весело и безобидно, все умеют пить и справляться с алкогольным опьянением, то у других людей, возможно, все не так хорошо с этим. Поэтому стараюсь держать себя в узде и уменьшать количество картинок, призывающих к дебошу. Жаль, если от группы возникает ощущение, что выпивка — это единственная радость, потому что для меня это не так, нести такой посыл было бы нечестно с моей стороны. Очень надеюсь, что из-за ШКЯ еще никто не спился.

Деньги и Гоголь

- Если не ошибаюсь, «ШКЯ» существует с 2012 года. За это время паблик набрал популярность, появились постоянные читатели и собственный мерч. Сколько на этом получается зарабатывать?

— Дак ведь это ж считать нужно! Вообще, нормально так получается зарабатывать, мне хватает.

- Видел в группе «ШКЯ» картинки, похожие на скрытую рекламу. Например, вафли «Яшкино». Это платная реклама? Вообще, бренды заказывают вам рекламу?

— Ох уж это «Яшкино». Нам за рекламу еще ни разу никто не платил, хотя предлагают периодически, да. Но мы отказываемся, реклама — это отстой. А «Яшкино» я упомянула от чистого сердца, название у них смешное.

- Родной вам Новосибирск подходит для творчества? Никогда не хотели уехать в Москву или Питер, где обычно собирается вся творческая тусовка?

— С Новосибирском меня связывает ничто. Только тяжелые воспоминания из детства, разве что. Там очень плохо. Я там и не бываю почти, я живу в Академгородке, а это совсем другое место, тут лес, маленькие домики и благодать. Если бы я сюда не переехала, скорее всего и группы никакой бы не было. В Питер одно время хотела переехать, но тогда не было возможности это сделать, и хорошо, что не переехала. Для творчества мне требуется только хорошее настроение, а чем меньше город, тем лучше мое настроение. Поэтому ни Москва, ни Питер мне бы не помогли ни в чем, а наоборот скорее. Тем более сейчас, когда существует Мистер Интернет, сиди себе хоть в лесу и рисуй картинки, и все их увидят. Наверное, это единственный плюс интернета. Ну, для меня, по крайней мере.

- Выйдут ли жирные уродцы из моды? Когда люди перестанут смеяться над этим персонажем? Если считаете, что «ШКЯ» будет жить вечно, поясните, почему.

— Человеческая природа особо не меняется со временем, поэтому и над шутками об этой природе будут смеяться всегда. Ну, если шутки хорошие, конечно. Мне не мешает смеяться над произведениями Гоголя то, что он жил в другую эпоху, Гоголь не выходит из моды. Хотя, если бы он писал только пасквили на злобу дня, то вышел бы довольно быстро. Надо выхватывать из окружающего мира вечные вещи и о них говорить, тогда есть шанс, что тебя запомнят.

Каверзные вопросы придумали: Максим Федоров и Андрей Артемов

Иллюстрации отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments