ТРИДЦАТЬ ЛЕТ У СТАНКА

Погружение в профессию артиста балета с Мариной Дворянчиковой

 2 611

Автор: Евгений Нектаркин

.
,

Что мы знаем о профессии артиста балета? Набор стереотипов — зарабатывают немного, уходят на пенсию рано, все балерины худы, больны и несчастны, а танцоры — интриганы и все как один предпочитают однополую любовь. О том, что из этого правда, мы поговорили с Заслуженной артисткой России Мариной Дворянчиковой.

Про потерянное детство

Вопреки распространенному заблуждению о том, что дети у станка (балетного, — ред.) — невинные жертвы своих кровожадных родителей, случайных детей в хореографическом училище не бывает. Меня родители привели в студию, потому что я перед телевизором танцевала, и, вероятно, у нас у всех история похожа.

Да нагрузки, да тяжело, да слезы от боли, но я танцевала! Вы знаете другой рецепт счастья для девочки, которая мечтает танцевать?

Про работу

Балет – работа для одержимых. Если нет драйва, цели или, как сейчас принято говорить, мотивации стать лучшим в профессии — ничего не добьешься. Рост должен быть каждый день. Всё, что вчера казалось тебе невероятно сложным, сегодня должно быть легко и непринужденно.

Но выше головы не прыгнешь, в прямом смысле. Кого-то заметят еще в училище и доверят сольные партии, а кому-то суждено всю карьеру танцевать в кордебалете. Это не хорошо и не плохо. Солист и танцор кордебалета — это два разных типажа артистов, обладающих разной психологией. В первом случае нужны ярко-выраженные индивидуальные качества, во втором — групповая слаженность и точность движений, а выделяться как раз не следует.

Работа травмоопасная. Можно получить сложнейший перелом танцуя на гастролях в каком-нибудь провинциальном ДК, потому что щели в полу.

rBwdVXyz3fY

Про спорт

К сожалению, российский балет превращается в спортивное состязание. Выше! Дальше! Сильней! Все увлеклись техникой, забыв про чувства и эмоции. Вы согласитесь смотреть как человек в течение целого акта будет поднимать штангу в декорациях? Балет — это театр, а у нас вместо актеров зачастую спортсмены на сцене.

Про драйв

Балет — это не только тяжелый труд на пределе физических возможностей, репетиции до седьмого пота, интриги за кулисами и прочее. Балет — в первую очередь атмосфера радости и праздника, которую ты даришь зрителям; драйв и эмоции, которыми ты их заряжаешь. Главное достижение артиста балета – это, конечно, признание зрителей, без которого не сложится ни одна карьера.

Про роли

Роль — это маленькая жизнь на два акта, в которую артист должен погрузиться и прожить на сцене. В противном случае зритель увидит нелегкую жизнь танцора на сцене, а это никому не интересно. Роли бывают желанные и не очень — когда не понимаешь роли, не видишь себя в ней. В этом случае задача балетмейстера провести работу с актером, чтобы не получилось “брака не по любви”.

7PlHaOvzp80

Про режим

Подъем в 8 утра. В 10.30 урок – это подготовка к репетиции. Урок длится час. Потом небольшой перерыв и репетиции в зависимости от сезона. Постановка спектакля – самый сложный период, репетируем до 21 часа. Текущий репертуар попроще — одна трехчасовая репетиция в день, все “танцованные”, тело в форме, нужно гораздо меньше усилий и времени. А в начале сезона главное войти в форму — отпуск у нас всегда летом, и всегда присутствует соблазн ее, форму, потерять.

На гастролях всё сложнее. Может сложиться так, что всю ночь в пути, утром пытаешься привести себя в чувства, после обеда короткая репетиция для того, чтобы осмотреться и попробовать сцену. Вечером спектакль. Ночью в автобус — и снова в дорогу.

Про диеты

Все настолько индивидуально, кто-то может плюшками себя баловать, а кто-то калории считает в тарелке с кашей — все зависит от конституции человека. К тому же не надо забывать про наши физические нагрузки: за одну репетицию можно такое количество калорий сжечь — вашему инструктору по фитнесу и не снилось. И потом, кто сказал, что все балерины стройные? Бывают очень даже в теле — ищите их в кордебалете.

9d3fANj5voM

Про семью

Существует распространенный стереотип, что все танцовщики — одинокие люди. Возможно, в представлении обывателя артист балета — это суровый человек с железной волей, привыкший с детства к самоотречению и дисциплине, готовый пожертвовать ради карьеры здоровьем и личной жизнью. Разве с таким человеком создашь семью? Но ничто человеческое нам не чуждо, и браки в нашей среде не такая уж редкость. А балерины в наше время не боятся рожать и после родов продолжают карьеру. Например, я свою первую главную роль получила в балете “Белоснежка и семь гномов” благодаря тому, что все Белоснежки ушли в декрет.

Про коллектив

Как и в любом творческом коллективе, в балетной труппе все очень сложно. Никто не приходит в театр танцевать в кордебалете, абсолютно все мечтают о блестящей карьере солиста балета, но на всех первых ролей не хватит, да и не каждому это дано.

Масла в огонь подливают руководители, выделяя любимчиков и задвигая неугодных. В итоге кто-то засиживается на ролях второго плана, а кто-то взлетает в солисты прямо из хореографического училища. Получил роль о которой кто-то давно грезил — теперь ты, объект ненависти, злости и интриг. С другой стороны, начиная карьеру с главных ролей, сложно удержаться от звездной болезни.

Артисты вообще очень непростые люди: нетерпимость к чужому мнению, нарциссизм, эгоцентризм, гордыня — это все про нас. Но вместе с тем среди моих коллег много красивых, замечательных людей и добрых друзей.

Про заработную плату

Платят артистам балета немного. Заработок зависит от должности, категории танцовщика, стажа работы, ролей, участия в гастролях, но, в первую очередь, от взаимоотношений с руководством театра.  20 тыс. рублей могут получать и выпускник училища, и солист.

Есть выход — ехать в Москву, где кроме Большого великое множество балетных театров и постоянно гастролирующих по миру трупп. Репертуар таких состоит, как правило, из трех классических балетов “Лебединое озеро”, “Жизель” и “Щелкунчик”. Они гоняются из года в год, этакий конвейер, и к концу гастролей артист превращается в робота.

Про пенсию

Пенсию танцовщики начинают получать после 20 лет работы в кордебалете и через 15 лет сольных выступлений. Притом, что профессиональная карьера начинается в 18 лет, 38 для артиста балета — это уже пенсионный возраст, но, как правило, в этом возрасте никто из балета не уходит.

Иллюстрации: Наталья Пирожкова