Институт города о развитии общественных пространств Самары

 3 046

Автор: Редакция

ДГ продолжает публиковать концепцию развития исторического центра Самары. По мнению разработчиков концепции, общественные пространства старой Самары — это недооцененный ресурс развития города. Список знаковых мест Самары ограничен и носит формальный характер, они удалены друг от друга и не воспринимаются часть единого целого — чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в любой туристический гид по Самаре.

В то же время центр города изобилует неорганизованными пустырями и неосвоенными пространствами, которые необходимо выявить и активизировать, насытив их культурными событиями.  


Общественные пространства и общественные объекты в исторической среде являются основой городского бренда. Лозунг подсистемы – «Ценностная конвертация городских пустот» означает необходимость содержательной и архитектурной реновации элементов подсистемы.

Общественные пространства как ресурс исторической среды характеризуются уникальной архитектурой, многоступенчатостью пространства, разнообразием функциональных типологий, плотностью каркаса, дружелюбной атмосферой, человеческим масштабом, разнообразием пространственных типологий и экологическим балансом. Иерархия общественных пространств ранжируется последовательно по линии: дом (объект), двор, квартал, улица, площадь, город, центр исторической среды — 7 уровней.

Пространственные типологии не имеют повторяющихся образцов благодаря морфологическим трансформациям пространства кварталов в ходе естественной эволюции парцелл, что многократно увеличивает привлекательность общественных пространств. «Городские пустоты», общее определение потенциальных общественных пространств и объектов, включают улицы, площади, перекрестки, скверы, общественные объекты, «случайные» интервалы в застройке.

Стратегия пространственного развития подвергает критическому анализу официальный список знаковых общественных пространств и объектов (площадь Куйбышева, Театр драмы, памятник Чапаеву и т.п. — всего 26 объектов), характеризующихся формальным выбором и необоснованной краткостью. Несмотря на высокий потенциал общественных пространств в исторической среде, плотность общественных пространств является недостаточной, они не связаны в единый сценарий, потенциал исторического наследия не реализован в полной мере, их типология все еще ориентирована на формальные приоритеты и не отвечает действительным потребностям разных аудиторий.

Недооценка влияния наследия как целостного феномена на общественную жизнь Самары снижает значительно ее международный статус. Цель стратегии пространственного развития – повысить эффективность исторической среды на основе активизации общественных пространств и продвижения международного статуса городских событий. Задачи стратегии включают расширение списка целевых аудиторий, инвентаризацию «городских пустот», перезагрузку их содержания под действительные запросы аудиторий, разработку информационных ресурсов. Запуск подсистемы общественных пространств предполагает разработку «сквозных», «запускающих» и «вариативных» проектов. Остальные подсистемы консолидируют свои ресурсы в интересах общественных пространств.

Активизация стрит-ритейла, развитие пешеходных маршрутов, экологический транспорт, новые культурные события, гибкие системы управления, реновация исторической застройки и саморазвития — все это вместе многократно усиливает ресурс исторической среды.

Авторы: Евгения Репина, Сергей Малахов, Александр Гниломедов, Виталий Стадников, Юлия Миронова, Екатерина Князева.

Главная иллюстрация: улица Ленинградская. Взято здесь.