ПОБЕДИТЬ СТРАХОВУЮ

Новые правила оценки ущерба по ОСАГО дают шанс на ремонт у официальных дилеров

 1 873

Автор: Антон Черепок

Если спросить любого автомобилиста про ОСАГО, то на вас обрушится шквал проклятий. И не столько раздражает изощренная процедура оформления ДТП (тут есть хоть какие-то подвижки), сколько жадность страховых компаний и несправедливая система возмещения ущерба.

В этом году начали действовать новые механизмы оценки стоимости работ и запчастей. ДГ решил разобраться, есть ли что-то положительное в нововведениях, за которые автовладельцы расплачиваются очередным 30% повышением стоимости ОСАГО.

Рождённая в муках

Появления ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) ждали десятилетиями. Примерно с 60-х годов прошлого века, ещё в Советском Союзе делались попытки ввести обязательное страхование ответственности водителей в случае ДТП, но всё так и оставалось на уровне предложений и обсуждений. Пока личного транспорта было немного, страхование ответственности не воспринималась властями как нечто первоочередное. Однако с 1990-х годов всё изменилось. Машин стало больше, а значит, выросло количество ДТП.

DSC_1939-2

О законопроекте заговорили снова, но только в 2003 году “автогражданка” появилась на свет. Это было несчастное порождение, с самого зачатия искалеченное влиянием лобби страховщиков. Размер выплат был мал, оценка ущерба загадочна, а процедура усложнена до предела. На любые изменения в пользу автовладельцев страховые компании симулировали смерть от нищеты. Тарифы росли, но главное — адекватная компенсация ущерба так и не была достигнута. По крайней мере, до последнего времени.

Главная проблема — это размер выплат, особенно для тех, у кого машина находится на гарантии. В этом случае ремонтировать машину можно только у официального автодилера. До недавнего времени это означало, что потерпевшему в ДТП приходилось доплачивать за ремонт из своего кармана — стоимость работ и запчастей у страховщиков и дилеров иногда различались в разы.

В прошлом году были приняты очередные изменения в законе об ОСАГО. Страховщиков обязали оценивать ущерб по единым тарифам, которые были установлены для каждого региона. Это касалось как стоимости самих работ, так и запчастей. Одновременно тарифы на ОСАГО вновь выросли на 30%. Понадобился еще год, чтобы разрешить основные спорные моменты, но, кажется, в этом году новые правила всё-таки начали действовать.

Как 19 500 превращаются в 50 000

У Натальи ДТП случилось в октябре этого года. Её история “хождения по мукам” — это не триллер и не исключение из правил. Единственное, что её отличает от 99% подобных, это то, что Наталья отремонтировала машину в официальном дилерском центре и не заплатила ни копейки сверху.

— В октябре была авария. Ударили сзади. Разбили бампер и задели крышку багажника. Гаишников не ждали, потому что приехал аварийный комиссар. Так как у нас повреждения были до 50 000 рублей, оформили европротокол без вызова ДПС.

DSC_1942-2

— С гаишниками на Нагорной поругалась, они не хотели мне справку давать. В ГИБДД на Матросова было много народу, несмотря на утро. Гаишник сказал: «У тебя есть европротокол, иди отсюда». Я позвонила на “горячую линию”, позвонила на Ставропольскую. Там мне сказали, что если ущерб будет превышать 50 тысяч, вам выпишут справку. Факт обращения есть, это главное.

— После ГИБДД я поехала в автосалон KIA на дефектовку. Там мне посчитали смету. Это я делала чисто для себя, зафиксировать повреждения. Я понимала, что внешние повреждения — это одно, но удар был довольно сильным, могли быть и внутренние.

— В первый раз мне насчитали весь ремонт на 19 500 рублей. У меня Sportage 2012 года, бампер под замену и ремонт крышки багажника. Новый бампер стоит 13 000. Естественно, мне это не понравилось, я заказала дополнительную экспертизу, которая должна была пройти в моем автосалоне. За это я заплатила еще 400 рублей. И уже по внутренним повреждениям мы вместе с менеджером автосалона тыкали этого эксперта, и мне в 50 000 рублей все-таки оценили.

— Вопросы со страховой решались очень долго. Схема была такая. Я подъезжаю в офис в Новокуйбышевске, где страховалась, потому что живу на 116-м и мне там близко. Я подписываю все заявления, подписываю договор об оплате 1200 рублей за осмотр эксперта, он осматривает, и документы отправляются в головной офис, который находится в районе станции метро “Гагаринская”. В течение 10 дней делается расчет моих повреждений. Я приезжала ещё на один дополнительный осмотр, потому что у меня “противотуманки” были задеты. За это я уже не платила, но рассмотрение затянулось еще на 10 дней. Потом я вызвала эксперта в автосалон для фиксации дополнительных повреждений, за это я заплатила 400 рублей за выезд, он приехал в автосалон, всё запечатлел, и я ждала еще 10 дней, пока мне посчитают это все. В итоге после месяца разъездов я забрала готовые документы в головном офисе, сама отвезла их в офис в Новокуйбышевске и там написала заявление, на какой счёт мне перечислить страховые деньги.

— Страховая высчитывает амортизацию. Я узнавала в магазине, самом дешёвом, какой нашла — там бампер стоит 13 000 рублей. Страховая считает 9 500 рублей. Ещё от этих денег они высчитывают амортизацию. Внимание, вопрос — почему они высчитывают амортизацию, если я покупаю новые запчасти и я не виновник аварии и не должна свои деньги вкладывать?

— В финансовом плане у меня все окупилось благодаря менеджеру автосалона. Жалко нервов и времени. Мне испортили машину. И хотя она красится и ремонтируется, все равно она падает в цене, этого не скроешь. А в это время виновник пьёт чай, а я трачу месяц своего времени на эти разъезды, на бензин.

Где ремонтировать?

Несмотря на то, что в новых правилах ОСАГО всё еще занижена стоимость нормочаса, дилеры стали идти навстречу. Резкое падение продаж новых автомобилей и рост курса валют сильно ударили по автоцентрам, вынудив умерить свои аппетиты и развивать другие услуги, в том числе и кузовной ремонт. Дилеры делают ставку на качество работ, современное оборудование и более гибкий подход к клиенту. Кроме того, в спорах со страховой у дилера, как выясняется, возможностей тоже больше. В условиях, когда каждый клиент буквально на вес золота, автоцентры готовы подключать своих юристов в спорах со страховщиками, а мастера точно знают объем работ.

DSC_1952-2

В «KIA-центре», где Наталье ремонтировали автомобиль, подтвердили, что новые правила ОСАГО хоть и далеки от идеала, но в ряде случаев уже позволяют делать ремонт за ту сумму, которую выплачивают страховые компании.

Как пояснил начальник кузовного цеха “KIA-центра” Евгений Николахин, если страховая оценит все повреждения автомобиля в 50 000 рублей, то автосалон именно за эти деньги и выполнит работы. К сожалению, страховые по-прежнему считают износ в зависимости от возраста автомобиля и за замену деталей на новые придется заплатить из своего кармана. Но и тут есть возможность для маневра. Например, какие-то детали можно не менять, а отремонтировать, таким образом сэкономив.

Разумеется, у частников есть преимущества в стоимости самих работ. С другой стороны, поговорку “скупой платит дважды” никто не отменял и рассчитывать, что человек готов за копейки сделать качественно, нужно с осторожностью. Кроме того, автомобиль на гарантии можно ремонтировать только в официальном центре. Тут, кстати, тоже есть небольшая возможность для манёвра — далеко не все производители настаивают на кузовном ремонте автомобилей исключительно в своих центрах. У большинства дилеров есть сертификаты на ремонт нескольких марок. Кроме того, возможности кузовного цеха того же «KIA-центра» практически недостижимы “частнику”.

Глас народа

В сообществе “Самарские водители” был проведен опрос на тему “Если страховая по ОСАГО выплатит вам сумму, которая полностью покроет расходы на ремонт, где вы предпочтёте его делать?”

Результаты были следующие: большинство участников — 66%, выбрали своего мастера, которому доверяют. 25% выбрали официального дилера и только 8,9% будут искать сервис, который сделает ремонт за меньшую сумму, чем выплатит страховая.

kiaopros

В опросе приняло участие более тысячи человек. В формулировке, разумеется, имеется неточность — у многих владельцев машин мастера уже работают в официальных центрах. Единственным препятствием стала стоимость работ. Судя по комментариям к опросу, пока автовладельцы не знают о нововведениях в закон об ОСАГО и воспринимают официальные сервисы как хороший, но дорогостоящий вариант.

Усложняется ситуация и тем, что страховым компаниям невыгодно информировать автовладельцев о нововведениях. Если, как в случае с Натальей, официальный сервис буквально «выбивает» из страховщиков необходимую сумму, пользуясь новыми правилами, то незнающий автомобилист по-прежнему будет искать возможность восстановить свою машину за те копейки, которые выплатит страховая.


Чтобы получить более подробную информацию о новых правилах расчёта стоимости ущерба по ОСАГО, следует позвонить на горячую линию +7-908-395-83-92.