ЭТО ШОУ-БИЗНЕС

Илья Сульдин о новой форме сохранения поэзии, которую можно увидеть по четвергам

 455

Автор: Редакция

Начнем с того, что это шоу-бизнес. Тот, кто скривился от этих слов, дальше может не читать. Бизнес, в котором шоу построено на синтезе современного искусства и великой русской литературы. Литературы небывалой красоты и трагизма. Именно эта горючая смесь пылает в сердцах неофитов, придумавших в Самаре новый формат литературных вечеров.

Где стихи Пастернака, например, сопровождаются видеоартом и звуковым фоном в духе абстрактного хип-хопа. Также вечера сопровождаются большим скоплением красивых поклонниц серебряного века, приезжающих в серебристых каретах, что дает основания снобствующим относиться к ним (и красавицам, и вечерам!) пренебрежительно. Хотя, конечно, легкий аромат порока и будоражащие испарения крепких напитков делают вечера гораздо ближе к атмосфере «Бродячей собаки», чем дозволено век спустя. Пугающе короток век.  Но неофитов такие мелочи не волнуют.

Неофиты хорошо известны в городе. Это Женя «Енот» Козаченко — шоумен всея Самары, Роман Мнацаканов — яростный поэт-пропагандист, дизайнер звука и света Тимур Ли и Павел Куприянов — пианист. Всю зиму и весну 2015 года, каждый четверг эти четверо проводили в баре «Библиотека» литературные вечера, посвященные великим русским поэтам. Un poete en une soiree. Хлебников, Цветаева, Пастернак, Блок, Гиппиус… Из этой убойной обоймы немного выпадает Бродский. Но он лауреат и юбиляр, его все любят. В остальном — сплошной серебряный век.

Не случайно здесь упомянута «Бродячая собака» — выглядят эти вечера богемно, декадентски, упаднически, нужное подчеркнуть. Красиво! Сочетание красоты и трагизма беспроигрышно, если вы хотите собрать лучший в городе и самый свежий цветник. Но кто сорвет эти прекрасные цветы недрогнувшей рукой? Тот, кто придет 3 сентября в ДК железнодорожников, более известный как Пушкинский Дом.

WdpZ3DGMDJo

«Четверги в библиотеке» представят на сцене развернутую версию своих поэтических вечеров. Два отделения и восемь великих имен. Предвидя реакцию снобов, хочу сразу задать встречный вопрос: давно ли вы видели культурное мероприятие такого масштаба, сделанное по собственной инициативе, собственными силами и в такой области, как литература? Без помощи министерств, фондов, вообще сами. Ну, конечно, огромное спасибо салону «Роскошное зрение», которые поддержали проект, – видят они на самом деле лучше многих. Но сути дела это не меняет.

Я позволю себе рискованное сравнение. То, что будет сделано в Пушкинском Доме 3 сентября, имеет один культурный аналог – это выставка «Великие модернисты». Их сходство очевидно: в основе проекта и тут, и там – переосмысление модернизма как новой классики. Это очень понятно и затребовано. Мы осознали себя в постмодерне и модернизм для нас – то же, чем было классическое искусство для предшествующих эпох. Это наследие требует конвертации в современный контекст. Культурный и потребительский. Поэтому «идея успеха» для обоих проектов — репрезентация модернизма с активным использованием современных технических средств. Re-thinking – перепридумывание, извините  за вражье слово. Именно это и раздражает и там, и там. Но, в случае с ТК «Амбар» — проект помасштабнее, а блюстители традиций в изо не такие строгие,  как в лит-ре. Ну и авторитет выставки, привезенной из самой Москвы (!), не позволяет развиться критике. А вот Еноту и компании, скорее всего, достанется от Фейсбук-общественности. Ну, и своя порция оваций.

fXzUNxJzEtc

Вечер наверняка будет успешным. Не хочется акцентироваться на этом, когда речь идет о шоу-бизнесе. Но если вы хотите посмотреть на людей, которые действительно любят русскую поэзию и готовы делиться своей любовью (за умеренную плату!), то вам непременно стоит прийти на этот вечер. Сохранность традиций великой русской литературы постепенно переходит от кабинетных ученых и преподавателей несуществующих университетов к артистам хип-хопа и свадебным ведущим. И при таком раскладе как-то побольше уверенности, что сохранят и отстоят.