Все, что нужно знать для начала о 9 сентября

 196

Автор: Евгений Нектаркин

Сегодня будет пасмурный, но теплый день. Днем воздух прогреется до +22 °C. К вечеру похолодает до +20 °C — разница незаметна. Осадков не ожидается. Слабый ветер преимущественно западного направления будет дуть с силой до 3 м/с. Атмосферное давление составит 754 миллиметров ртутного столба, а влажность воздуха — на уровне 81%.

Курс валют:

Доллар — 67,88 (-1,23) руб.

Евро — 67,88 (-1,25) руб.

Баррель нефти марки Brent стоит $ 49,43 (+3,50%).

Петр Нестеров и техник НехлюдовПетр Нестеров и техник Нехлюдов. Источник

Кроме того:

— 9 сентября 1905 года в России издан указ об автономии университетов и их праве выбирать ректоров. Причиной выпуска такого либерального указа стали массовые студенческие и преподавательские волнения, захлестнувшие российские университеты. Ректор должен был избираться на 2 года из профессоров университета и утверждаться императором; он мог переизбираться. Отменялись все ограничения при приеме, женщины получали право не только учиться, но и преподавать, студентам разрешалось самим выбирать учебные предметы, создавать литературные и научные общества.

— 9 сентября 1913 года военный летчик Петр Нестеров на самолете «Ньюпор-4» впервые в мире выполнил пилотажную фигуру, названную мертвой петлей или «петлей Нестерова». Своё название — мёртвая — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До Петра Нестерова даже горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях.

Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением мёртвой петли даже не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью.

Militians_VAZ-2101_after_reconstruction,_Tartu_2014Милицейская «копейка» с гербом СССР на выставке в Тарту, июль 2014 года. Источник

— 9 сентября 1970 года начат серийный выпуск автомобилей ВАЗ-2101 — «Жигули» с двигателем объемом 1,2 литра. (Первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года). За все время производства (с 1970 по 1988 год) ВАЗ выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом седан. В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём». Интересно, что сначала к этой модели приклеилось народное прозвище «единичка», а уже в 1980-х когда модель перестала считаться престижной, ее стали называть «копейкой».

Сейчас это кажется невероятным, но наши «копейки» приняли участие в международных соревнованиях и даже добивались побед. Три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы-71». Маршрут ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяженность дистанции достигала 14 тысяч километров. По итогам тура команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала «Серебряный кубок» в командном зачете. На «Туре Европы-73», где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались и золотой, и серебряный кубки сразу.