КРЕПЧЕ ОБНИМАЙ...

От революционных маёвок к Дню весны и труда

 634

Автор: Андрей Артёмов

История привычного нам Дня весны и труда уходит своими корнями в достаточно глубокую древность. Зародился он ещё задолго до революции и первоначально не имел к ней никакого отношения. ДГ рассказывает о том, как видоизменялся этот праздник.

Первоначально Первомай был праздником не столько труда, сколько весны. Люди просто-напросто встречали её, полностью вступившую в свои права. Начали праздновать этот день, как утверждают некоторые источники, ещё при Петре I, который, как всегда, подсмотрел этот обычай в Европе. Ведь там именно 1 мая был днём начала весеннего сева.

До революции 1 мая был «полупраздником», в этот день работали, но лишь до обеда. А после него горожане, взяв еду и выпивку, отправлялись на лоно природы, где в тёплой и дружеской атмосфере отдыхали вплоть до наступления темноты. В каждом городе для этого мероприятия было своё место.

А в Самаре даже несколько. Состоятельные горожане предпочитали Струковский сад, а люди попроще отправлялись куда подальше — в район Оврага подпольщиков, на Воронежские озёра, а то и вовсе на правый берег Волги.

ochs-picnicМаёвка в Одессе. Середина XIX века

Дело начало принимать несколько иной оборот в конце XIX века. Именно тогда этот праздник для своих нужд приспособили всевозможные революционеры и борцы за благополучие рабочего класса. Тем более появился повод — в 1889 году Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими привычными нам благами Трудового кодекса.

А уже через год его впервые отметили в Российской империи стачкой десяти тысяч рабочих заводов Варшавы. В 1891 году первая политическая маёвка состоялась в Петербурге, а спустя 4 года — в Москве. Отличий от простой маёвки было не так уж и много. Обычные песни заменялись на революционные, разворачивались кумачовые знамёна, работали с массами агитаторы. Но выпивка и еда всё так же занимали далеко не последнее место в этом празднике.

Репродукция картины «Первая маёвка московских рабочих»

Первая маёвка в Самаре прошла в 1896 году. Вот как вспоминал её один из очевидцев событий:

«Погода на 1-е мая 96 года удалась очень хорошая. Собрались мы с багажом на Самарку по Садовому спуску человек около 30-ти, пришлось снять три лодки, поехали мы от берега все порознь, а за железнодорожным мостом съехались все и направились на ту сторону. Преследования как будто не было. По приезде на ту сторону сварили чай и стали закусывать. Во время чая один товарищ читал что-то из Бебеля… Несколько товарищей говорили о значении 1 мая, затем спели «Дубинушку» и ещё некоторые песни. Потом, как велось тогда, подвыпили и совсем развеселились».

Так как заядлые революционеры частенько оказывались в местах лишения свободы, были изобретены особые способы празднования Первомая в таких «стеснённых» условиях. Заключённые массово исполняли политические песни, в том числе и специально написанные ими к этому дню, а также вывешивали на окнах камер самодельные красные флаги. С последними в Самаре произошёл один небезынтересный случай. 1 мая 1907 года в одном из окон камеры городской тюрьмы появилось красное знамя. На требования снять его заключённые ответили отказом, после чего по окну дали ружейный залп, в результате один из находившихся в камере сидельцев был убит.

Есть ещё несколько мест в нашем городе, непосредственно связанных с политическими маёвками:

Монастырские ворота на Осипенко. Собственно, они и уцелели только лишь потому, что подле них в 1905 году была устроена маёвка, притом многотысячная. После неё часть демонстрантов двинулась в город, и на пересечении современных улиц Куйбышева и Ленинградской они столкнулись с отрядом казаков. Случилась перестрелка, в ходе которой погиб один из участников маёвки, рабочий Карасев. Сей факт был отмечен в мемориальной доске, установленной на доме № 82 по улице Куйбышева.

090c1f0691314b26407597efdbac203a.jpg

Овраг подпольщиков. Согласно одной из версий, именно из-за того, что здесь неоднократно устраивались нелегальные политические мёевки, он и получил в советские годы такое название.

Красная Глинка. Гонимые жестоким царским режимом революционеры устремлялись подальше от города. Для увековечивания их памяти близ поселка в 1977 году был установлен монумент в честь самарских большевиков-подпольщиков. До наших дней он, изготовленный из цветного металла, увы, не дожил.

Правый берег Волги. С этой локацией связана следующая история. В 1906 году самарские революционеры облюбовали для собраний, митингов и маёвок правый берег Волги. Здесь начиналась территория Симбирской губернии. Каждый выходной борцы за народное счастье садились на лодки и плыли на противоположную сторону. Достигнув середины реки, революционеры поднимали красные флаги и запевали свои любимые песни. На берегу все высаживались, и начинался митинг. Наговорившись, участники возвращались в Самару. Гордые своей смекалкой революционеры были довольны, что их ни разу не разогнали. Довольны были и самарские жандармы. Тайные агенты подробно фиксировали всех ораторов и присутствовавших для будущих арестов уже на территории родной губернии.

После революции 1917 года Первомай стали праздновать открыто, с помпой и размахом. День стал официально выходным, потянув за собой и несколько последующих майских дней. 1 мая проводились демонстрации и прочий официоз, а 2 и 3 отдавались на откуп заслуженному отдыху.

День солидарности трудящихся (г. Куйбышев, любительские киносъёмки 80-х годов) 

Первые советские первомайские демонстрации в Самаре проводились на Театральной площади (ныне пл. Чапаева). С 1939 года они стали проходить на площади Куйбышева.

1 мая 1990 года состоялась последняя официальная первомайская демонстрация. Спустя год вся страна отмечала уже Праздник весны и труда, что продолжает делать каждое 1 мая и по сей день.