УДАР ПО СКРЕПАМ

Московский кинофестиваль глазами Виктора Долонько. День третий

 243

Автор: Редакция

Новый обзор от Виктора Долонько повествует о фильмах, часть которых с большой вероятностью просто не допустят к прокату. Поклонение падшему ангелу, клуб католических священников, совершающие поступки за гранью добра и зла, — кинорежиссеры вновь и вновь будоражат общество, поднимая острые темы и экспериментируя с формой подачи. Но не забыта и тема человечности, любви, помощи и сохранении традиций. Об этих фильмах Виктор Долонько рассказывает с не меньшим интересом.

Второй день показов. Московский кинофестиваль набирает обороты. Мне мои товарищи задают вопрос, почему я пропускаю те или иные фильмы, более чем достойные. Я ничего не пропускаю, у фестиваля своя логистика, эти фильмы будут показаны несколько раз, и я выстраиваю свою программу таким образом, чтобы все успеть.

Вчерашний день, пять фильмов. Фильмы большие, двухчасовые, поэтому больше не успел. Но фильмы, представляющие безусловный интерес. Причем если я в первый день говорил, что шедевров нет, то сейчас я могу сказать, что шедевры есть. И это касается фильма основного конкурса документального кино. Фильма британского, поставленного Джулиеном Тэмплом, который называется “Экстаз Вилко Джонсона”.

Стратегия прожить 10 месяцев. “Экстаз Вилко Джонсона” Джулиена Тэмпла

Вилко Джонсон, британский рок-музыкант конца 60-х — начала 70-х годов. Музыкант второго, если не третьего ряда. По крайней мере это имя до фильма ничего мне не говорило. С ним произошло следующее: пару лет назад ему поставили страшный диагноз, который называется рак поджелудочной железы, и дали прогноз жизни на 10 месяцев. В этот момент Вилко сам предложил Джулиану Тэмплу снять фильм о себе, и фильм снимался step by step, как Вилко переживал эти 10 месяцев.

На самом деле это удивительная личность. Оказавшись перед лицом смерти, он создал собственную философию, собственную космологию, стратегию прожить этот участок жизни, и то, как он это делал, безусловно, должно быть интересно всем и каждому. Я думаю, этот фильм обязателен для просмотра не только тем, кто любит кино, но и вообще каждому человеку. Потому что “Экстаз Вилко Джонсона” это не совсем фильм, это обязательная часть знаний, которые мы должны понять, прочувствовать, чтобы полноценно жить дальше.

Этот фильм все должны найти и посмотреть. Одним из спонсоров конкурса документального кино является телеканал “24док”, да не сочтут это за рекламу, но здравомыслящих самарцев я призываю стучаться к провайдерам и требовать, чтобы этот лучший канал в России был включен в перечень их пакетов. Кстати, все фильмы конкурса документального кино Московского кинофестиваля будут показаны на «24док.» Ищите этот фильм, смотрите этот фильм, это очень поможет вам жить дальше.

5906

Мексиканская деревня и падший ангел. «Люцифер» Густа Ван Дер Берге

Если говорить о фильмах в программе, которых в России не было, то я могу добавить о фильмах, которых здесь никогда и не будет. Это прежде всего бельгийско-мексиканская лента “Люцифер”. Ее автор — бельгийский 30-летний режиссер Густ Ван Ден Берге. Это его третья картина, и каждая из этих картин — это сюрприз. Первый фильм, который он поставил в 2010 году, назывался “Младенец Иисус из Фландрии”, который он снял с непрофессиональными актерами с синдромом Дауна. Через год он поставил с африканскими детьми фильм “Синяя птица”.

Сейчас третий фильм. Он забрел в мексиканскую деревушку и снял кино о том, как в эту деревню спустился ангел и правыми-неправыми методами вдруг смог уверить жителей о том, что он способен творить чудеса. Сотворив несколько “чудес”, он покидает деревню. Я стараюсь не пересказывать сюжет этого фильма, только вот такую затравку. Жители деревни ему поверили и начали молиться, взывать к небесам, чтобы ангел вернулся. Все бы ничего, если бы ангел не был Люцифером, экс-любимцем бога.

И вот с этого момента наверняка проявятся наши «трангайзеры». Я их теперь знаю, как называть благодаря одному самарскому деятелю, который оговорился, то ли случайно, то ли по незнанию предмета, но оперу Вагнера “Тангейзер” он назвал «Трангайзер». И вот эти «трангайзеры» обязательно воспротивятся фильму с таким сюжетом. Поэтому попытайтесь его где-нибудь найти.

Он интересен не только сюжетно, но интересен изобразительно, потому что бельгийский режиссер вернул кинокадру его первоначальный вид. Как вы знаете, первые фотографии имели округлую форму. Затем, со временем, для своего собственного удобства и вопреки содержательной логике кадры стали прямоугольные. Но суть от этого не изменилась. Вся их сущность изначально была в этом круге. Так вот Густ Ван Ден Берге предлагает нам смотреть кино, кадр которого круглый. Это создает совершенно иное представление о пространстве и когда он соединяет противоположные концы горизонта, планета Ван Дер Берге, в которой происходит все действие, создает некий новый объем. Который без каких бы то ни было новых технических фокусов создает перед нами некое 3D пространство и, конечно, в изобразительном отношении фильм не только экспериментален, он создает мистический эффект, эффект фокуса, и ты смотришь на экран, не отрываясь.

862431

За пределами добра и зла. «Клуб» Пабло Ларраина

В той же программе фильмов, которых здесь не было, фильм Пабло Ларраина 40-летнего чилийского режиссера, которого многие любители кино знают по картине 2012 года “Нет”, которая выдвигалась на “Оскара”.

Сейчас он снял “Клуб”. Опять вызов нашим бесконечным ревнителям скреп и ревнителям духовности. Действие происходит в доме, куда ссылают католических священников, которые нарушили какие-то этические нормы, связанные со своим служением Господу. И в этом месте происходят самые разные богу неугодные дела. Разбираться с причиной этих событий приезжает иезуит, католический священник, которого прислал Ватикан.

И вот тут возникает множество вопросов. Можно ли, совершенно искренне веруя в Господа, создать ситуацию, провоцирующую на преступление. Можно ли, совершая богоугодные дела, создать в пространстве, в котором ты существуешь, ситуацию, к этике не имеющую никакого отношения? Ситуацию за пределами добра и зла. Весь ужас в том, что все эти действия совершают действующие и бывшие христианские священники. Это не богоборческий фильм, это фильм, в котором режиссер пытается найти вот эту самую истину.

Дальше я даже не буду расспрашивать, будут показывать эту ленту или не будут, но на фестивале говорят, что этот фильм купил Сэм Клебанов. Правда, я не очень себе представляю, где Сэм будет это показывать, но, по крайней мере, это пройдет мимо российской провинции. Но фильм обязательно выложат в каких-то торрентах и нам не остается ничего делать, как искать его где-то там.

6023

Сладкая начинка. «Ан» Наоми Кавасэ

Четвертый фильм, чудный фильм японского режиссера Наоми Кавасэ. Ей 45 лет. Она давно снимает кино. Более того, она самый молодой режиссер, получивший “Золотую камеру”. Это приз за лучший дебютный фильм Каннского фестиваля.

Она вообще любимица Каннского фестиваля, потому что практически все ее фильмы были показаны если не в конкурсной программе, то в одной из внеконкурсных программ. Она обладатель Гран-при, она член жюри одного из Каннских фестивалей.

И вот новая картина, которая называется “Ан”. Она тоже была показана в Каннах, и нужно отметить, что это один из двух фильмов из Канн, который показывают на 37-м Московском кинофестивале.

Фильм простой, как прямая линия. По жанру это мелодрама, абсолютно жанровое кино. Более того, такая кулинарная мелодрама, потому что ан — это сладкая начинка из фасоли, которой начиняют традиционные японские лепешки. Это фильм о любви к ближнему, фильм о том, как сохранить в себе добро, проживая эту долгую жизнь. О том, как увидеть в других людях, с отличным от твоего мировоззрением, светлый луч добра. Как родить в них радость к жизни, как для многих из них возродить надежду на светлое Завтра.

Этот фильм, полный доброты, радости, надежды и грусти показала Наоми Кавасэ. Это не синефильский фильм. Это фильм может и, наверное, должен смотреть, как говорят теперь любители кино, простой зритель.

5991

Китайский музыкальный инструмент. “Песнь Феникса” У Тяньмина

И, наконец, пятый фильм, который я посмотрел, это “Песнь Феникса”. Открытие на Московском кинофестивале в ретроспективе киностудии XI’AN и ее основателя У Тяньмина. Это киностудия на западе Китая, где стартовали такие всемирно известные режиссеры, как Джан Имоу, Чэнь Кайгэ, Хуан Цзяньсинь — те режиссеры, которые хорошо известны в Европе и любимы Европой. Это место, которое во время руководства У Тяньмина стало местом экспериментов китайских кинорежиссеров с Западными традициями, когда родился тот феномен, который называется современным китайским кино.

“Песнь Феникса”, последняя работа У Тяньмина — это работа 2013 года. Вскоре после ее завершения У Тяньмин скончался. Сюжет очень простой. Отец отдает сына учиться на традиционном китайском инструменте, который называется сона. Это духовой инструмент, по принципам звукоизвлечения очень напоминающий кларнет, но со всеми отличиями, которые только могут быть.

Это фильм о сохранении национальных традиций. Фильм о том, как в жизни традиционной китайской семьи соотносятся эти новые веяния, которые приходят в рамках постоянного реформирования китайской жизни, канонов, культуры.

Фильм очень добрый, лиричный, скорее всего, драма, если говорить о жанре. Фильм очень любопытный, совершенно никому не противопоказан. Чудесный учитель игры на сона и чудесные мальчики, которые отданы ему в ученики и постигают таинства игры на этом инструмента.

6067

Сегодня третий день показов. День, который для меня будет охарактеризован знакомством с иранским фильмом “Такси”, который получил “Золотого медведя” на последнем Берлинском фестивале, и фильм “13 минут”, как он назван в российской программе. Это немецкий фильм о несостоявшемся покушении на Адольфа Гитлера в начале войны.

И сегодня день, когда Союз кинематографистов проводит круглый стол на чрезвычайно интересующую меня тему, которая называется “Политика в области кинематографии”. Притом та часть политики, которая касается российских регионов. Я собираюсь принять там участие, и обо всем об этом поговорим завтра.