МЕТРО-2018. У самарского метрополитена не самые плохие перспективы в России

МЕТРО-2018. У самарского метрополитена не самые плохие перспективы в России

Автор:

НОВОСТИ
2 111

На строительство метро в Самаре в 2014 году выделят 1,2 млрд рублей, что составляет примерно 10% от всего городского бюджета на следующий год. В следующем году опять обещают открыть «Алабинскую». И, похоже, всё же откроют.

В связи с нашим подземным долгостроем и подобным крупным его финансированием, мы решили обратиться к опыту других городов и рассмотреть ключевые моменты в постройке метро в них.

Текст: Денис Лебедев

Итак, метро, в чистом виде, кроме Москвы (с которой совершенно другая история), имеют следующие города: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и Казань.

metro00

 

Санкт-Петербург

Самое старое и самое протяженное метро из перечисленных городов конечно в Питере. В данный момент количество станций метро в Северной столице достигает 67. Расположены они на пяти линиях. Пассажиропоток за день – 2,14 млн человек. И его строительство не прекращается – из городского бюджета в предыдущие года ежегодно выделялось около 12,5 млрд. рублей. Это в десять раз превышает бюджет на строительство метро в нашем городе в 2014 году. В связи с ЧМ-2018, в 2014 году на метро там потратят 20,7 млрд руб. А в ближайшие четыре года эта цифра достигнет 24 млрд. рублей, сообщает губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. К 2018 году планируется открыть еще 9 станций. Но, конечно, Питер гораздо крупнее и представлен здесь скорее для общего ознакомления. Хотя, говоря об одной из основных проблем Самарского метрополитена – отсутствие шаговой доступности как таковой для большинства жителей – стоит упомянуть интересную инициативу некоего бизнесмена Рината Бичурина. Он планирует ввести так называемые «новые автобусы», которые будут перевозить пассажиров из спальных районов к станциям метро , причем длина маршрута в одну сторону составит не более 3км, а стоимость – 5 рублей в час-пик, 10 рублей в остальное время при ценах в 25 рублей на муниципальном транспорте и 35 на коммерческом.

metro01

 

Нижний Новгород

Из провинциальных же городов самая большая сеть станций метро у Нижнего Новгорода – 14 станций при протяженности в 18,9 км (в сравнении с Самарой – 9 станций и 11.4 км соответственно). Состоит оно аж из двух веток, из 11 и 4 станций (одна, «Московская», общая). В следующем году, опять же ввиду грядущего Чемпионната Мира по футболу, планируется начать строительство новой станции метро, обеспечивающей транспортную доступность болельщиков на стадион. Как сообщает портал progorodnn.ru, «проект строительства станции метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде обойдется городскому бюджету в 680 миллионов рублей… Также отмечают, что Нижний Новгород получит более 12 миллиардов рублей при софинансировании строительства станции «Стрелка». Это произойдет, если 680 миллионов рублей будут затрачены в настоящее время.» То есть, судя по всему, городские власти Новгорода не очень-то стремятся развить метро в городе потому, что либо денег не имеют, либо хотят получить софинансирование государства.

metro03

Екатеринбург

Метро Екатеринбурга очень похоже на самарское. Имеет тоже 9 станций и всего на 1.3 км длиннее нашего. Правда, в столице Урала есть большой бонус по сравнению с Самарой. Метро связывает окраины с историческим центром. Но вот с дальнеший строительством у столицы Свердловской области явно будут проблемы – бюджет, по сравнению с прошедшим годом, уменьшился на целых семь миллиардов рублей и составляет 28.5 миллиардов. При этом мэрию больше всего, по сообщению местных СМИ, интересует строительство ЕКАД – Екатеринбуржской кольцевой автодороги. Касательно метро, мэрия надеется на областное и федеральное софинансирование, ведь город также готовится к ЧМ-2018. Впрочем, ни на областном, ни на федеральном уровне никто не спешит давать Екатеринбургу денег на развитие метрополитена и, видимо, постройка второй ветки метро врядли завершится к Чемпионату.

metro02

Новосибирск

Новосибирский метрополитен несколько крупнее и состоит из двух веток общей длиной в 15.9 км и 13 станций. В общей сложности в бюджете Новосибирска и области на 2014–2015 годы на работы по строительству метро предусмотрены более 200 млн руб. По словам губернатора Василия Юрченко, власти рассчитывают привлечь для продолжения строительства метро в Новосибирске инвестора, который будет вкладывать свои средства, но потом с ним рассчитаются из бюджетных средств с отсрочкой платежа, сообщают «РиаНовости». Конечно, ведь на федеральный бюджет в этом плане им рассчитывать не приходится – ЧМ-2018 обойдет город, а следовательно и бюджет, стороной.

metro04

Казань

В Казани же, несмотря на пресловутый Чемпионат мира, федеральной поддержки расширения метрополитена и строительства новой ветки не будет, как сообщают «Известия». Связано это с тем, что отсутствуют средства на этот проект в федеральном бюджете. И, в тоже время, присутствует неуверенность в ее востребованности после Чемпионата Мира по футболу 2018, в отличие от софинансируемых «федералами» проектов метро в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Раннее министр строительства республики Татарстан сообщал, что на постройку казанского метро планируют тратить 2,5 млрд. рублей в год. Но, при этом, потратить собираются 7 миллиардов и завершить строительство в 2020 году, понимая, что к все тому же ЧМ они не успевают.

Правда, казанцы успели собрать уже немало сливок с 1000-летия города и Универсиады. За то время, в которое в Самаре открылась всего одна станция «Российская», казанцы успели открыть в городе метрополитен и построить 10 станций. Но, похоже, татарстанским мастерам вытаскивания денег из федерального бюджета придётся немного поумерить свой пыл.

Выходит, Самара, как минимум по сравнению с Новосибирском, не в самом худшем положении в стране касательно развития метрополитена, что не может не радовать. Если все пойдет хорошо, то, в связи с (тут, наверное, меня либо редактор треснет, либо читатель, за многократное упоминание) ЧМ у нас все-таки достроят хотя бы часть станций и, тем самым, разгрузят транспортную систему на какую-то толику. Вкупе с планирующимся строительством скоростного трамвая это явно может помочь городу. Остается только надеяться, что кроме распиливания средств и давания обещаний будет проводиться реальная работа. Хотя тут я почти уверен в том, что совсем-то Самару мэрия не «опрокинет» — Москва, думается, не будет рада неподготовленности города к проведению футбольных ристалищ.

Комментарии: