Ленинградский переезд

 429

Автор: Андрей Артёмов

Расположен в Железнодорожном и Самарском районах города. Ориентировочная дата появления на карте Самары — конец XIX века.

Ленинградский переезд — связующее звено между поселком Запанской и историческим центром города. При этом напомним, что официальное название первого с 1934 года — поселок имени Шмидта.

Про сам переезд в городской и областной прессе писали достаточно часто, поскольку степень его благоустройства оставляла желать лучшего. Две заметки из 1934 года касаются проблем уличного освещения, а заметка 1936 года — организации автобусного движения от площади Революции до посёлка Шмидта.

Естественно критиковалось и качество здешних дорог.

Теперь давайте подробнее разберемся в транспортной инфраструктуре этой локации на примере спутникового снимка 1965 года.

ФОТО-Ленинградский-10-Спутник-1965-цвета

Красным пунктиром помечен основной путь железной дороги на перегоне от вокзала в сторону моста через Самарку и далее в направлении на Кряж. Все пассажирские поезда и электрички, а также транзитные грузовые составы (т.е. те кто не останавливается на станции Самара) следуют по нему.

Сейчас имеется двухуровневая развязка в створе улицы Венцека, где автотранспорт «ныряет» под полотно железной дороги.

???????????????????????????????

Далее идёт раздвоение путей основного хода и под каждый путь есть свой собственный мост через Самарку.

???????????????????????????????

На спутнике видно, что около развязки по Венцека есть ещё один мост – это железнодорожная ветка, соединявшая товарную станцию с волжскими причалами. На схеме она обозначена зеленым пунктиром. Вот как она выглядит сейчас.

???????????????????????????????

Синий пунктир на спутниковом снимке – это автодорога, по которой следует современный транспорт, в т.ч. и рейсовые автобусы №№ 3 и 13. Фиолетовый пунктир — одноуровневый переезд основных железнодорожных путей в створе улицы Ленинградской. Позднее от него отказались и теперь здесь можно пройти исключительно пешком.

???????????????????????????????

А теперь нас ждёт главная «виновница» существования Ленинградского переезда – это однопутная ветка, которая отпочковывается от моста через Самарку и идёт в сторону товарного двора станции Самара. На снимке она показана жёлтым пунктиром. Грузовые составы, которым необходима остановка на станции Самара, обычно проходят именно здесь.

Нумерацию по Ленинградскому переезду имеет в основном коммерческая недвижимость – гаражи и автосервисы. Номер 1, 1а, 1б… Исключение из правила – одноэтажный дом 1942 года постройки под номером 105А.

От двухуровневой развязки основного хода железной дороги с улицей Венцека до этого дома ровно пятьдесят метров. Откуда взялся такой «большой» номер дома? Могу предположить, что его унаследовали от нумерации домов железнодорожников. Сравните списки к выборам 1965 года и 1979 года и увидите в них немало совпадающих номеров.

Интересно, что в списках 1965 года указаны дома Горнефтебазы, а на спутнике того же года в районе Ленинградского переезда видны большие круглые ёмкости. Возможно, это как раз и есть резервуары нефтебазы, о которой и в заметке от марта 1941 года упоминалось. В последний год существования СССР в списках по Ленинградскому переезду значилось семь домов. До наших дней, как вы уже знаете дожил всего один.

Добавим, что в советское время адрес по Ленинградскому переезду имело учебное заведение —  Железнодорожное медицинское училище. Например, в путеводителе по Куйбышеву 1972 года оно фигурирует под адресом Ленинградский переезд, 5.

Текст и фото: Евгений Альмяшев, Андрей Артемов

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments