КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

10 цитат из книги «Язык вещей» о том, как дизайнеры манипулируют нашим восприятием

 591

Автор: Евгений Нектаркин

ДГ совместно с магазином дизайнерских вещей «Всё другое» продолжает серию публикаций отрывков из книг, выпущенных издательством Strelka Press. На этот раз ДГ выбрал десять цитат из книги «Язык вещей» директора Лондонского музея дизайна Деяна Суджича. В своей книге британский критик рассуждает о философии вещизма, рассматривает феномен дизайн-объектов, ставших “культовыми” и “легендарными”, раccуждает о связи моды, искусства и дизайна.


«Дизайн стал представлять из себя процесс превращения в прошлом серьёзных и явно полезных вещей, например часов, фотоаппаратов и автомобилей, в игрушки для взрослых. Он поощряет наши фантазии относительно самих себя и безжалостно использует нашу готовность платить за то, чтобы вещи приносили нам удовольствие и льстили нашему самолюбию».

«Сегодня самые искушенные дизайнеры — это рассказчики: их задача — не только решать формальные и функциональные проблемы, но и сделать так, чтобы вещи умели говорить, передавать эти послания. Как утверждал Эрнесто Роджерс, если внимательно изучить обычную ложку, можно получить достаточно информации об обществе, в котором она была создана, чтобы представить себе, как это общество спроектирует город».

august
Стыковка «Союз-Апполон». Взято здесь

«Советский и американский космические корабли, состыковавшиеся на орбите («Союз»-«Апполон», — прим. ред.), можно рассматривать как материальное воплощение различных национальных менталитетов. Эти два объекта выполняли абсолютно одинаковые функции в самых экстремальных условиях. Но выглядят они совершенно по-разному, с убийственной ясностью демонстрируя кардинально противоположные характеры двух экономических и политических систем. Один — обтекаем, как лимузин Харли Эрла, а второй — с бронзовой окантовкой иллюминаторов и панелями из красного дерева, как будто сошедший со страниц романов Жюля Верна».

«Дизайн — это язык, помогающий определить ценность вещи или хотя бы намекнуть на неё. Он создаёт визуальные и тактильные зацепки, говорящие: «Это вещь благородная» или «Это дешёвка», хотя с учётом колоссального способности человеческого глаза к иронии и непрерывного требования новизны эти сигналы постоянно искажаются».

«В дневниках Алана Кларка есть язвительная запись о его коллеге-министре в правительстве консерваторов Майкле Хезелтайне: тот выглядит как человек, которому пришлось купить себе мебель. Это намёк на то, что лишь вульгарные люди или выходцы из низов способны на такой пошлый поступок, как покупка нового обеденного стола, — приличным людям мебель достаётся по наследству».

Мы убеждены, что владение красивыми вещами делает красивыми и нас самих.

«Понятие «роскошь» в наше время все больше сводится к деталям, призванным убедить потребителей раскошелиться. Но, возможно, всё актуальнее становится другое определение роскоши — то, что ближе к её первоначальному смыслу. Согласно этому определению, роскошь — это возможность отдохнуть от неумолимого напора вещей, грозящих нас поглотить».

«Современная звезда футбола – сознает он это или нет – покупает сумку от Louis Vuitton или часы Patek Philippe по той самой причине, о которой говорил Йозеф Хофман: мы убеждены, что владение красивыми вещами делает красивыми и нас самих».

Apple-Mouse-from-1983-to-2009 (1)
Эволюция дизайна компьютерных мышек Apple за 25 лет. Взято здесь

Apple придал модный лоск непрерывному процессу потребления – при беззастенчивой поддержке хипстеров в чёрных джинсах и чёрных футболках вместо деловых костюмов.

«Все товары делятся на две категории: те, которыми мы пользуемся, например автомобили и безопасные бритвы, и те, которые мы расходуем, например зубная паста или печенье. Задача потребительского инжиниринга – сделать так, чтобы мы расходовали товары, которыми сегодня просто пользуемся. Apple сумел воплотить эту идею в жизнь, причём как раз в тот момент, когда мир начал осознавать, что наши природные ресурсы не бесконечны. Он придал модный лоск непрерывному процессу потребления – при беззастенчивой поддержке хипстеров в чёрных джинсах и чёрных футболках вместо деловых костюмов».

«Никогда еще у большинства из нас не было такого количества вещей, как сейчас — при том, что пользуемся мы ими всё меньше. Когда телевизор есть уже в каждой семье, которая в принципе хотела его купить, всё, что остаётся производителям, — это изобретать улучшенные версии товара и убеждать потребителей заменять старые модели на новые. Новые телевизоры становятся больше, а значит, и лучше прежних. Основаниями для покупки становятся соблазны и манипуляции, существующие исключительно в голове, а не во внешнем пространстве».

«Вещи не существуют в вакууме — они элементы сложной хореографии взаимодействия. Старомодный телевизор с электронно-лучевой трубкой, заключённый в деревянный корпус и воспринимаемый как предмет мебели, создавал в гостиных 1960-х годов динамику общения, полностью отличавшуюся от ситуации, когда портативные телевизоры стали ставить на пол».

4
Эволюция дизайна бутылок Coca-Cola. Взято здесь

Чтобы понять, насколько наши представления формируются внешними аспектами дизайна, попробуйте выпить вина из бутылки для кока-колы или виски из пивной бутылки — это будет настоящий шок для винных рецепторов.

«Все атрибуты винной бутылки: цвет стекла, форма, пробка, порой удерживаемая проволочным каркасом и заключённая в фольгу, графический лексикон этикетки — используются, чтобы вызвать у нас определённые ожидания относительно её содержимого. Чтобы понять, насколько наши представления формируются внешними аспектами дизайна, попробуйте выпить вина из бутылки для кока-колы или виски из пивной бутылки — это будет настоящий шок для винных рецепторов».

«Банкнота должна убеждать нас, что стоит дороже бумаги, на которой она напечатана. Сознательное создание ассоциаций с пистолетом создаёт впечатление мощи и власти. Когда аналог спускового крючка используется в абсолютно безобидной вещи, например у пистолета для склеивания, у пользователя возникает лестное для него ощущение, что он владеет вещью, внушающей авторитет и требующей уважения.

Срабатывание фотокамеры мобильного телефона сопровождается щелчком затвора — технически это имитация ненужной функции, которая скоро ничего не будет говорить поколению, никогда не снимавшему что-либо на плёнку и не слышавшему звука механического устройства, потомком которого стала цифровая фотокамера.

Если станок объективно обрабатывает деревянную заготовку точнее, чем ремесленник, пользующийся только ручными инструментами, но работы последнего воспринимается как более качественная, возникает парадоксальная ситуация: в изделия, изготовленные машинным способом, специально вносятся изъяны, чтобы они соответствовали представления о высоком качестве».

ford_1960_sunliner_red_00
Ford Sunliner. Взято здесь

«У компании Ford есть специалисты, занимающиеся только дизайном дверных ручек, подобно тому, как Рембрандт в своей мастерской привлекал помощников, писавших исключительно отложные воротники или рукоятки шпаг. Простота стоит дорого. Она почти всегда требует больших затрат и усилий, чем украшательство или внешняя сложность».

Деян Суджич — директор Лондонского музея дизайна, декан факультета искусств, архитектуры и дизайна Кингстонского университета. Основал журнал Blueprint, руководил журналом Domus, регулярно пишет для The Guardian и The Observer. В 2002 году он был куратором Венецианской биеннале архитектуры. Написал несколько популярных книг о проблемах современной архитектуры.

Книгу «Язык вещей», как и другие издания Strelka Press, можно приобрести в магазине дизайнерских вещей «Всё другое».