ИНОЙ РАКУРС

Михаил Куперберг объяснил свои слова о закрытии «Ракурса»: расшифровка обращения

 1 039

Автор: Антон Черепок

Президент киноклуба “Ракурс” Михаил Куперберг объяснил свое заявление о закрытии киноклуба и прокомментировал сокращение программы показов на ноябрь-декабрь в видеообращении. Текст обращения мы расшифровали, чтобы все неравнодушные к судьбе легендарного самарского киноклуба могли с ним быстро ознакомиться.

…Мы сегодня раздали своим зрителям программы ноября, и многие спрашивали, почему так мало фильмов. Действительно, их всего четыре. Три в малом зале Дома актера — 10, 17 и 24 ноября. И один фильм в галерее “Виктория” 26 ноября.

Почему всего лишь четыре картины? Мне уже приходилось говорить о том, что тут много причин, почему хочется не то что завершить проект “Ракурс”, хотя несколько недель назад у меня была такая идея, которую я озвучил своим коллегам. Хочется закрыть проект “Ракурс” по очень многим причинам —разочарование от современного кино, разочарование зрителя, разочарование от самого себя как лектора, организатора и прочее, прочее. Накопленная усталость.

Коммерческий проект “Ракурс” давно надо было завершить, потому что это не оправдывало себя.
С «коротким метром» мы завершили, хотя у меня спрашивали, будет ли возвращение “короткого метра”. Я говорил: «Давайте посмотрим». Теперь я уже говорю: «Давайте посмотрим, может быть, что-то изменится».

Коммерческий проект “Ракурс” давно надо было завершить, потому что это не оправдывало себя.

Самое главное, что атмосфера в стране изменилась, атмосфера в творчестве, и как-то не хочется во всем этом участвовать, честно говоря. Когда государство объявляет 2016 год Годом кино, то не хочется в этом участвовать, ей-богу. Когда государство что-то объявляет и в советское время, и сейчас — месячники по борьбе с тем-то, неделю того-то и того-то, Год культуры, Год литературы — это все провально. Лучше бы государство не вмешивалось в творчество, а оно в последнее время чрезвычайно активно вмешивается и насаждает уже почти цензуру во всех видах творчества. Тут очень много причин.

Мы, по сути, сейчас готовим маленький фестиваль, посвященный нашему 35-летию, то есть 35-летию киноклуба “Ракурс”, который состоится, я надеюсь, где-то в первой половине декабря. Я сейчас веду активные переговоры с людьми, которые к нам приезжали, чтобы была возможность показать что-то новое и не было бы в этом разочарования.

Показать даже не столько новое кино, как что-то из классики, которую мы сами не видели. Этой классики нет в треккерах. С Госфильмофондом идут переговоры, с Юрием Борисовичем Норштейном, с Борисом Хлебниковым, с Ириной Евтеевой…

Вот Александр Николаевич Сокуров пока не дал никакого ответа. Очень хочется в завершение года 2015-го показать его “Франкофонию” и встретиться с ним, но я чувствую, что из всего того, что я сказал, это самое нереальный вариант.

Может быть, удастся показать фильм Александра Миндадзе, новый фильм Отара Иоселиани и Бакура Бакурадзе. Вот три человека с грузинскими фамилиями, хотя Миндадзе и Бакурадзе живут в Москве почти всю жизнь, и это не грузинское кино. Отар Иоселиани давно живет во Франции, но все равно симптоматично. Мы когда-то открыли для куйбышевцев-киноманов грузинское кино в начале 80-х, и хорошо бы завершить историю грузинскими фильмами.

Поэтому в ноябре я обратился к моим коллегам. Один из наших блистательных лекторов Олег Горяинов — это еще один симптом, одна из причин, почему я задумался о завершении нашего проекта: он уехал. Уехал в другую страну, уехал в Чехию, уехал в Прагу, и завершилась некая история пребывания самого молодого из моих коллег в киноклубе “Ракурс”.

Понятно, что сегодня история другая. В 70-80-е годы мы прощались с нашими друзьями и соратниками, которые уезжали за границу, и было понятно, что мы с ними больше никогда не встретимся, но сейчас другая эпоха. Есть Интернет, есть онлайн. Может быть, с Олегом Горяиновым будем устраивать какие-то встречи в виртуальном пространстве.

Один из наших блистательных лекторов Олег Горяинов — это еще один симптом, одна из причин, почему я задумался о завершении нашего проекта: он уехал. Уехал в другую страну, уехал в Чехию, уехал в Прагу.

Но, во всяком случае, Олега Горяинова сейчас с нами нет, и я предложил Валерию Бондаренко и двум моим коллегам, которые давно уже не выступали в “Ракурсе”, но это люди, которые в 80-е и 90-е годы были одними из самых активных. Это Андрей Волков. Он, собственно, один из основателей “Ракурса”, долгие годы работал и продолжает работать на телевидении и очень много лет вступительные слова делал и в ДК 4 ГПЗ, и в Доме актера.

Еще к одному человеку, доктору филологических наук Татьяне Викторовне Казариной, профессору Самарского государственного университета, которая тоже с самого начала была в активе “Ракурса” и вступительные слова делала, и лекции читала в 90-е годы, обратился с предложением к 35-летию “Ракурса” и 120-летию мирового кино, перед фестивалем, который мы будем, я надеюсь, проводить, в ноябре показать их любимые картины.

И вот каждый из нас определился с одной картиной, хотя это было невероятно сложно. И Андрей Волков выбирал из десятков фильмов, и Валерий Бондаренко выбирал, и Татьяна Казарина продолжает выбирать из фильмов Альфреда Хичкока.

Здесь была поставлена задача показать фильм из тех, которые мы сами открыли для себя именно в эти годы, годы существования киноклуба “Ракурс”, и именно здесь были показаны. Андрей Волков остановился на венгерском фильме Иштона Саба “Доверие”, который мы показывали в 1982 году. Это был единственный показ этой картины в программах показов венгерского кино, которые мы когда-то очень любили, — “Чудо венгерского кино”.

Я решил показать “Амаркорд”, одна из моих любимых картин вообще и у Феллини в частности. Фильм, который мы показали где-то в 1982 году в ДК 4 ГПЗ, и “Доверие” тоже там было показано. При громадном стечении народа и очень много раз мы повторяли эту картину.

Валерий Бондаренко выбрал фильм Андрэ Дельво “Красавица”. Эту картину мы показывали в рамках ретроспективы Андрэ Дельво, которую мы проводили в начале 2000-х.

Татьяна Казарина выбрала режиссера Альфреда Хичкока, но пока в течение нескольких дней она обещала выбрать фильм, написать аннотацию к нему, эту аннотацию мы выложим на сайте и в «ВКонтакте». Так что вот четыре картины.

Сразу возникает вопрос — почему нет “Мегасити”? Лекций нет, потому что нет Олега Горяинова. Я как-то после лекций Олега про Алексея Германа решил взять паузу, и Валерий Бондаренко тоже решил взять паузу. Он человек востребованный, он читает лекции в других местах, вне программы “Ракурса”, так что вы можете увидеть его на других площадках. Галерею “Виктория” мы не забываем, фильм Альфреда Хичкока там будет.

Что касается “Киномоста” — я смотрел всю программу ноября, все релизы, и что-то я ни на одной картине не остановился. Посмотрим дальше, может быть. С “Киномостом” мы не прерываем отношения, но я думаю, что мы сейчас будем работать не регулярно, как работали все эти годы. То есть из недели в неделю, два, три или четыре раза в неделю. Это тяжело. Тяжело по многим причинам. И зрителям тяжело, прежде всего — выбрать столько времени. И отсутствие целевой аудитории — это разочаровывает.

С “Киномостом” мы не прерываем отношения, но я думаю, что мы сейчас будем работать не регулярно, как работали все эти годы.

Про зрителя можно много говорить. И изменение зрительской аудитории — это целая история. Поэтому пусть будет меньше фильмов, но лучше. Уж эти фильмы, которые мы представляем — это то кино, которое мы любим и то кино, которым нам хочется поделиться со зрителями.

В “Киномосте” мы часто показываем фильмы, не видя их предварительно, и в этом наша ошибка, но других вариантов мы сегодня просто не имеем. Нет возможности ездить по фестивалям, предварительно отсматривать эти картины, как мы это делали раньше, 8-10 лет назад. Когда все картины, которые мы показывали в “Ракурсе”, или почти все, мы отсматривали. И наш отбор был целенаправленным и нашим отбором. А сейчас мы порой разочаровываемся очень жестоко в тех картинах, которые мы показываем как новые. И вот это еще одно из обстоятельств.

Репутация киноклуба во многом, наверное, потеряна или теряется из-за того, что те картины, которые мы часто показываем среди новинок, они недостойны внимания нашей аудитории и нас. Поэтому мы будем выбирать какие-то такие верные вещи. Хотя понятно, что и лучшие режиссеры могут в не самых своих лучших вариантах проявиться.

Репутация киноклуба во многом, наверное, потеряна или теряется из-за того, что те картины, которые мы часто показываем среди новинок, они недостойны внимания нашей аудитории и нас.

Появится картина братьев Коэнов — надеюсь, мы соберем зрителей. Появится новая картина Ларса фон Триера, появится новая картина Александра Сокурова — я называю имена, которые, я надеюсь, нас еще ни разу не разочаровывали.

Спасибо вам. Приходите к нам с 10 ноября на наши фильмы. Пишите, рассуждайте. Может быть, мы чего-то недооцениваем, недопонимаем в нашей деятельности.