Илья Сульдин рассказывает, о чём скульптуры, которые установили и установит комитет «Культурная...

ГОРОД СКРЕПЯЩИХ СТАТУЙ

Илья Сульдин рассказывает, о чём скульптуры, которые установили и установит комитет «Культурная Самара»

Автор:

ИСТОРИИ
750

4 февраля комитет «Культурная Самара» обсудил очередной пакет статуй, которые установят в разных частях города. ДГ попросил Илью Сульдина как одного из членов «Культурной Самары» рассказать о том, что решили.

— Первый раз идея “Культурной Самары” была высказана и начала обсуждаться, если я не ошибаюсь, на подоконнике, в офисе “Единой России”, после бешеного собрания с представителями обманутых дольщиков. Курили-говорили и даже закона не нарушали. Тогда еще можно было курить на подоконнике, вдыхая сырой холодный воздух, даже в офисе “Единой России”. Идея была интересной, и Александру Евсеевичу заметно нравилась. Но даже самый дерзкий из нас не мог представить тогда, каким масштабом изменений обернется эта симпатичная мысль.

kultsam2

В 2015 году на заседании комитета “Культурная Самара” был заслушан отчет о деятельности комиссии. Только за 2014 год в Самаре установлено восемь (!) скульптурных композиций. И это не считая памятника Засекину (решения по памятникам принимает другая комиссия) и закладки памятного камня около “Шанхая” на месте будущей скульптурной композиции, посвященной спасателям. При этом на установку не было потрачено ни одной копейки бюджетных денег — об этом Александр Хинштейн повторяет неустанно. Но глядя на такие “композиции”, как “Велосипед моего детства”, думаешь: может, лучше было потратиться из бюджета, чем это поставить даром?

Хинштейн вспомнил в своем отчетном докладе и про шорт-лист, принятый комитетом еще в 2012 году на одном из первых заседаний. Из одиннадцати пунктов реализовано только четыре. Принято решение отказаться от увековечения Стеньки и княжны. А что с остальными шестью? Ничего. Это странная закономерность, на которую критики комитета обращали внимание и раньше, но сейчас в шорт-листе это очевидно. Поставлены скульптуры почти всем ПЕРСОНАЖАМ и не поставлено ни одной скульптуры реальным ГЕРОЯМ.

В конце своего доклада Александр Евсеевич рассказал о ближайших планах комиссии. В списке предложений, розданном членам комитета, было восемь пунктов, но появились новые идеи.

Так, предложено установить скульптурную композицию песне “Клён” — единственному суперхиту “Синей птицы”, с приглашением ансамбля и бесконечным исполнением хита на открытии.

Кроме того, прозвучало предложение увековечить память командиров Красной армии, расстрелянных в Куйбышеве незадолго перед началом Великой войны. Но эта идея особого интереса у членов комиссии не вызвала.

А вот увековечение памяти фильма “Тимур и его команда”, который снимался на поляне Фрунзе, вызвало у членов комитета оживление. Это предложение озвучил Виталий Аркадьевич Добрусин, опираясь на материалы его собственного проекта “Самарские судьбы”, а депутат Хинштейн неожиданно развил тему. По его мнению, не надо ограничиваться установкой композиции — необходимо ставить вопрос о возрождении тимуровского движения в масштабах. Потому что скоро снова надо будет рисовать звезды на домах и помогать семьям тех, чьи сыновья и мужья защищают родину — такова была основная идея, высказанная депутатом Хинштейном и поддержанная комитетчиками. Также Александр Евсеевич напомнил, что история Тимура и его команды тесно связана с военно-патриотической игрой “Зарница”, которую, судя по уверенному тону Александра Евсеевича, ожидает неизбежный и мощный ренессанс. Военно-патриотическое воспитание приобретает особое значение, но без легкой примеси постмодерна никуда. Поэтому при обсуждении темы тимуровского движения, его возрождения и важности патриотического воспитания слово “пионеры” не было произнесено ни разу. То есть Тимур был, команда была, патриотизм был, а в какой организации они всей командой во главе с Тимуром состояли и в знак принадлежности к которой носили красные галстуки? Проходим мимо, не задерживаемся.

Еще одним примечательным моментом заседания стала дискуссия между собравшимися о возможности увековечения памяти фураг. А также горчичников. И вообще можно ли увековечивать память криминальных элементов? «Давно у вас телефоны не отбирали», — заявил кто-то из краеведов. Конечно, после такого логично было бы предложить из-за отсутствия финанисрования настрелять денег на статую в сквере Калинина, но почему-то такой идеи не проявилось.

Обсудив общие планы, комитет перешел к конкретным проектам. Первое предложение — об установке скульптурной композиции, посвященной 70-летию Победы, в поселке Крутые Ключи. Скульптурную композицию и проект в целом представляли директор по маркетингу корпорации “Кошелев” Ирина Шведова и сам Владимир Кошелев лично. В поселке, по словам депутата Хинштейна, сейчас каждую неделю что-то открывают. И, судя по тому, что перед началом заседания Владимир Кошелев рассказал собравшимся о планах по созданию театра (!), темпов снижать не собираются. Скульптурная композиция, выбранная в результате небольшого внутреннего конкурса между самарскими мастерами, представляет из себя солдата с гармошкой, присевшего отдохнуть по пути домой. Владимир Кошелев отдельно подчеркнул всю важность патриотического воспитания, и проект был одобрен комитетом. Единственное, о чем попросили автора Ивана Мельникова, — добавить на гимнастерку орденов и медалей. «А то школьники не знают, чем орден от медали отличается!» — посетовал Глеб Алексушин.

Вторым пунктом было предложение об увековечении самарских женщин. Инициатором проекта выступил Александр Борисович Фетисов. Расказывая об идее скульптурной композиции, он вспомнил Солженицына и его историю о женщинах на склоне холма, над пересыльной тюрьмой (там теперь штрафстоянка). По его мнению, это должен быть памятник поколенческой благодарности. И, конечно, его невозможно не поддержать, зная какой огромный груз вынесли женщины в годы войны, да и не только войны.

kultsam1

К сожалению, для иллюстрации своей идеи Фетисов выбрал не лучший вариант. Бывший работник департамента строительства с фамилией Портман, оказывается, тоже хочет увековечить память женщин и предлагает свой довольно условный проект. Проект, выполненный с использованием пятилитровой пластиковой бутыли, несколько смутил членов комитета, но его никто и не навязывал. Портмана вежливо поблагодарили, а на тему скульптурной композиции решено объявить открытый конкурс. Затраты на изготовление и установку памятника берет на себя Александр Борисович лично. И это, похоже, зарождение новой традиции. Вспомним, что в прошлом году подарил родному городу композицию “Бурлаки на Волге” Дмитрий Игоревич Азаров. И в самом деле удовольствие это не слишком дорогое, городу — память и символ, а сами дарители выступают гарантом того, что подарок не будет совсем уж ужасным. Кто подпишется под халтурой навеки? Поэтому конкурс и эта история с памятником женщинам обещают быть интересными.

В одном из обсуждений на заседании прозвучало прекрасное высказывание о том, что скульптурные композиции “утеплили город”, а Александр Хинштейн рассказал, что Сухова и Буратино он увидел в московском магазине на карте нашей губернии, где они фигурируют среди символов нашего региона. И с этим, похоже, уже ничего не поделаешь. Еще через несколько лет бронзовых киноперсонажей среди самарских символов станет четыре, потом шесть… Комитет продолжает работу по “утеплению города”.

Фото с сайта hinshtein.ru

Комментарии: