«Машину, которая работала раньше, надо завести снова»

Директора самарских ИТ-компаний — о том, какие выпускники им нужны

 1 140

Автор: Редакция

.

,

Сегодня в стартап-центре Самарского университета директора самарских ИТ-компаний обсуждали с проректором университета Романом Самсоновым, как при помощи будущего регионального научно-образовательного центра (НОЦ) улучшить подготовку кадров для сферы ИТ. Чем именно недовольны компании — как те, что выступали на совещании, так и другие — и чего они ждут от вузов и их выпускников, записал корреспондент ДГ.

Андрей Сидоров, НПФ СМС: нужно восстановить разорванные связи вокруг вуза и облегчить жизнь преподавателям

— В здании, где мы с вами сейчас встречаемся (корпус СГАУ на ул.Молодогвардейской — прим.ред.), я учился и работал 20 лет. Здесь находился вычислительный центр, стояла советская тогда еще техника, мы делали программы, весь институт гудел от людей и идей. Структура вуза складывалась из академиков и руководителей крупнейших предприятий, таких как Кузнецов, следом шли ключевые кафедры, получавшие от лидеров производства заказ на специалистов и с профессурой, которая глубоко понимала задачи различного класса, затем преподаватели, МНС и аспиранты, студенты. Эта машины молотила много лет. К сожалению, сейчас эта связь разорвалась, с моей точки зрения. Вуз отдельная епархия, которая не всегда понимает, для кого она производит студентов, бизнес — отдельная.

Мы как компания работаем с институтом информатики Самарского университета. Наша компания занимается промышленной автоматизацией, в ней трудятся более 400 человек, все руководители выходцы с 6 факультета СГАУ. И я отчетливо понимаю, что мы хотим.

Во-первых, мы хотим получать определенный контингент спецов для себя и для заказчиков. У нас индустриальный сектор, мы хотим получат людей с заданными качествами и технологиями.

Во-первых, хотелось бы видеть вуз в качестве площадки для коммуникаций промышленного сектора с ИТ-компаниями, обсуждения тенденций и новинок в отрасли. Промышленность в 90% случаев ничего не слышала даже о работе ребят, которые тут сидят, ее представители не ходят на конференции и семинары, все технологии воспринимаются исключительно как желание ИТ-компаний что-то продать. Эту ситуацию можно изменить, например, мы сейчас начали работать с АвтоВАЗом, в котором 20 лет ничего не делалось. А сейчас у них пошли продажи машин, и они начали инвестировать в автоматизацию.

К вузу уровень доверия выше, чем к коммерческой компании, так почему бы ему не взять на себя функцию организации коммуникаций ИТ-отрасли с другими сферами деятельности — у него есть площади, мощности, базовые кафедры, лаборатории. Вуз может проводить, например, совместные события для ИТ-индустрии и промышленности, можем провести, например, хорошую конференцию российского масштаба.

Еще хочется, наверное, чтобы вуз как-то пересматривал работу преподавателей, снижал на них бумажную нагрузку. Я 13 лет проработал на кафедре, и когда преподавал, моим годовым планом была тетрадочка, подписанная Виттихом и Сойфером — вот и вся формалистика. Сейчас это кипы бумаг, которые занимают время и отнимают силы от творчества, то самое время, которое преподаватель должен проводить в лаборатории, над статьями, общаясь со студентами, время кроме аудиторных часов. Сейчас я прихожу на защиты, и мне все это не нравится — все оторвано от нужд промышленности, задачи повторяются из года в год. Машину, которая работала раньше, надо завести снова.

Андрей Шопин, НПФ СМС: ИТ-технологиям нужно учить на всех факультетах

— Наша компания ищет разработчиков, тестировщиков, аналитиков, интерес и требования к кадрам у нас прагматичных. Нужен, конечно, не диплом, нужны знания, но все же при прочих равных я возьму выпускника профильного факультета, а не самоучку. Поэтому просьба у меня простая: чтобы в Самарском университете и на других факультетах, кроме шестого факультета, учили ИТ, и мы бы их выпускников тоже легко, не доучивая, брали на работу.

Александр Зоткин, Haulmont: софинансирование профессиональных курсов облегчит работу с новыми кадрами

— Проблема кадров большая и болезненная. Все компании очень нуждаются в специалистах, между местными компаниями идет тяжелейшая бортьба за ресурсы, людей перекупают, практически воюют за них. Надо искать пути, по которым институт и бизнес могут работать вместе. Первое — совместные программы и курсы. Это уже работает, нужно просто улучшать и подкручивать. Второе — рассмотреть софинансирование бесплатных курсов по ИТ-профессиям из бюджета. На компании ложится большая нагрузка при проведении курсов, а полной отдачи — что все участники пойдут в нее работать — ожидать нельзя. При софинансировании бизнесу будет легче нести эту нагрузку.

Ольга Махаткова, «РТ-Лабс»: порог входа в профессию слишком высокий

— Нам тоже нужны программисты, аналитики, тестировщики. Но выпускников вузов много, а тех, кто может прийти и начать работать — мало. Все компании организовывают дополнительное обучение, в результате образуется довольно высокий порог входа в профессию — не факт, что через три месяца адаптации мы получим от вчерашнего студента тот результат, который хотим. Сейчас планируем открывать в Самаре что-то вроде учебного центра, где будем давать ту информацию, которая нужна именно нам. От вуза хотелось бы сотрудничества — мы можем, с одной стороны, помогать с формированием учебных программ, а с другой стороны, направлять в вуз курсантов, которым нужны дополнительные более глубокие знания.

Антон Умрихин, «Ай-Сис Лабс»: выпускники должны мыслить свободнее

— Выпускники, которые приходят к нам работать, более-менее подготовлены, но зашорены, интеллектуально не раскрепощены. Мы научим их конкретным технологиям, но делать с ними продукты высокого уровня, в частности импортозамещающие, тяжело. Мне кажется, что вуз становится более коммерческим, менее образовательным.

Павел Самойлов, Аскон-Самара: нужен инжиниринговый центр для аэрокосмической отрасли

— Нам надо от вуза, чтобы он был технологическим лидером. Чтобы предприятия, которые ждут наших выпускников, находили в вузе то, от чего от них глаза горят. Наши клиенты — предприятия Самарской области — говорят, что наши технологии лет на сто опережают их состояние. И вот как раз вуз может быть интеллектуальным, отраслевым проводником, показывать перспективные технологические решения, новинки. Может быть, для этого надо открыть инжиниринговый центр. СамГУПС планировал сделать такой для своей железнодорожной отрасли, в Самарском университете должен быть такой центр для аэрокосмической промышленности.

Олег Сурнин, управляющий компанией «Открытый год»: на «настройку» новичков уходило до года

—В ожиданиях, которые мы предъявляем к новым сотрудникам, есть три составляющие. На первом месте — квалификация, куда же без образования. Неотрывно от нее умение работать в команде. Даже если это удаленная работа, чего много в IT, то все равно — правильно поставить задачи, распределить время и не подвести коллег — ключевой навык. Наконец, высокая степень обучаемости. В нашей высоко инновационной отрасли каждый год происходят изменения. Быстро переключаться с одной технологии на другую, набирать новые знания и навыки — значит, успевать за рынком и быть востребованным специалистом.

Я не хочу сейчас равнять всех выпускников вузов под одну гребенку. Конечно, они разные. Есть более талантливые, есть обычные ремесленники. Но, так или иначе, каждого приходится учить. По опыту — раньше мы в компании «Открытый код» «настраивали» новичков до нужного командного состояния от полугода до года. Пять лет назад мы создали свою базовую кафедру вместе с университетами ИТМО и СамГТУ по подготовке специалистов информационно-инновационного профиля. Мы отличаемся от классического высшего образования серьезной практика ориентированностью. Ребята у нас делают настоящие, актуальные проекты, которые потом выходят на рынок. Если бы все вузы работали с реальным сектором, включали бизнес в образовательную деятельность, уровень выпускников был бы совсем иным. Чего я им искренне желаю.

Андрей Чернов, «Самара-Информспутник»&Самарский университет: интересы компаний и вуза противоречат друг другу

— Кадры являются, может быть, не единственным ограничением для бизнеса в сфере ИТ, но основным. Сейчас интересы компаний и вуза часто противоречат друг другу: компании хотят, чтобы студенты как можно быстрее начинали работать, а вуз — чтобы талантливый человек остался у него. Поэтому вуз отторгает компании — они и у него кадры забирают. Многие компании обожглись с университетом, они попробовали базовые кафедры, но не получилось, они создали свои учебные центры.

Потребности же бизнеса в итоге сводятся к хорошему базовому образованию. Вузы — очень медленные с точки зрения изменений, это не только плохо, но и хорошо, потому что базовое образование таким образом становится тяжело убить. И оно у нас хорошее. Вот с навыками да, провальная тема, порог входа в профессию действительно высокий. Практически нет дополнительного образования, курсов, при помощи которых вуз мог бы нащупывать для себя рынок, а потом превращать их в магистерские программы. Аудитория курсов — люди, которые сейчас обучаются на инженерных специальностях и хотят перейти в ИТ; люди, которые хотят переобучиться; люди, которым интересны конкретные технологии. Давайте проектировать такой центр — у нас в университет много мощностей, которые можно использовать. Иначе мы можем проиграть дистанционному обучению и другим вузам.

Виктор Ломакин, «Парус»: нужны внедренцы и менеджеры проектов, а их не готовят

— Андрей Сидоров правильно сказал по поводу конференций и семинаров — у промышленнности интерес к ним слабый. Мы привозили ведущих производителей оборудования ПО, и если могли набрать человек 30-40, было хорошо. Если вместе с вузами удастся вести в этом направлении централизованную работу, будет хорошо.

Наши пожелания: готовить не только программистов, но и внедренцев — их у нас сейчас не меньше, чем разработчиков, а то и больше. А внедрение и последующая эффективная эксплуатация ИТ-системы — основной результат ее разработки. Надо уделять внимание прикладным специалистам, чтобы они имели более широкое и глубокое представление об автоматизации более широко и глубоко. Нужны также менеджеры ИТ-проектов, которые знают и технологии, и прикладные вопросы внедрения, и вопросы управления. Такого готового специалиста найти очень сложно.

Олег Скобелев, «Разумные решения»: университет как центр настоящего движения мысли

— Вузы — это не только кадры, это многомерные пространства с мыслями и идеями, площадки, где стыкуются технологии и промышленность, возникают контакты с мировыми лидерами в отрасли, циркулируют профессора, студенты, стартапы. В СГАУ это всегда было, было на шестом факультете, и многие компании происходят именно и только из того духа, той атмосферы. Этому надо уделять особое внимание — чтобы в вузе был дух не бюрократии, забронзовелости, чванства, а настоящего движения мысли.

Это не отменяет прикладных требований. Еще когда я учился, мы, программируя с первого курса на Фортране и Ассемблере, могли зарабатывать еще студентами. Не нужно этому учиться пять лет. Но просто так это умение не приходит, оно появляется через задачи, поэтому надо проводить ревизию технологий, которым уже на первом курсе учат студентов.

На второй год люди должны попадать в профессиональную разработку продуктов, в конгломерат работающих с вузом компаний.

Третий этап — из тех, кто научился делать хорошие продукты, появляются ребята, способные рождать новые идеи и науки. Связка бизнеса и науки должна культивироваться. И она должна быть в мировой повестке, чтобы мы не варились в собственном соку.

И в такой экосистеме надо сформировать ключевые направления, связанные с тем, в чем в Самаре уже есть успехи: распознавание образов, управление ресурсами, машинное обучение, базы знаний, искусственный интеллект. У нас, например, уже лопатки друг с другом разговаривают в турбине, оценивая силу входящего потока, и таких прорывных идей много. Надо соединять силы небольших технологических компаний и силу вуза, которые оперирует на разных площадках, и это будет рождать новые идеи и продукты, интегрируемые в международное разделение труда. Даже если из ста идей будет пробиваться только одна, это уже будет огромный результат.

В тему: если вы не собираетесь проводить в вузе долгие годы, почитайте наш обзор бесплатных курсов ИТ-компаний для будущих программистов и верстальщиков. 

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook