КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Железной Дивизии

 3 064

Автор: Андрей Артёмов

.


,

Расположена в Промышленном районе города. Ориентировочная дата появления на карте Самары — начало 1940-х годов.

До 1958 года именовался 4-м переулком Южного поселка Безымянки. Был переименован в честь 1-й Симбирской дивизии РККА. В сентябре 1918 года за освобождение Симбирска от войск КОМУЧа и белочехов ей было присвоено наименование «Железная». Принимала она участие и в освобождении Самары в начале октября того же года.

На следующих двух фотографиях, которые датируются ∼1941 годом, нынешняя улица Железной дивизии обозначена желтой линией, а проспект Кирова — красной.

А вот уже немецкая схема 1943 года, на которой тогдашняя улица Железной Дивизии отмечена красной линией.

Bezymjanka1943

Как вы видите, поблизости от нее имеются обозначения Arbeiter Stediung, что переводится как «Рабочий поселок». Для кого он был построен — для вольнонаемных строителей авиазаводов или для заключенных Безымянлага — доподлинно неизвестно. Но, судя по немецкой схеме, более вероятен первый вариант. Лагерь для заключенных на ней помещается в районе между нынешними улицами Воеводина и Магистральной.

Впервые 4-й Переулок посёлка Южный упоминается в избирательных списках, датированных декабрем 1945 года.

Железной Дивизии-ФОТО-04-Выборы-1945

Завод им. Ворошилова (он же — завод №18) – нынешний «Авиакор». Очерченные границы четко совпадают с нынешним микрорайоном АВИА. Тогдашний Третий проезд — нынешняя улица Боярова. В следующий раз нумерация домов по улице Железной Дивизии была обнародована только в январе 1965 года.

Железной Дивизии-ФОТО-05-Выборы-1965

Здесь мы видим массу интересных топонимов, некоторые из которых навсегда стерты с карты Самары. На спутниковом снимке 1965 года мы попытались воссоздать размещение здешних улиц, переулков и проездов.

Желтая линия — улица Железной дивизии.
Зеленая линия — Купянский переулок (не сохранился).
Синяя линияКорсунский переулок.
Красная линия — улица Ишимбаевская (не сохранилась).
Фиолетовая линия — Саянский переулок.
Бордовая линия — Овощной проезд (ныне — улица Боярова).
Красная звездочка — стадион Кировского района (не сохранился, имел адрес: Корсунский переулок, 12)

Улицы 1965 года

В 1962 году улица Железной Дивизии получила статус транспортной артерии. По ней была открыта трамвайная линия. Ныне здесь проходит трасса маршрута №10.

Меж тем время шло, Куйбышев все больше становился космическим, а пейзажи Юнгородка с военных лет практически не изменились. Вот отрывок из воспоминаний Алексея Росовского, многолетнего председателя Горисполком.

В честь Дня строителя номер многотиражки Авиазавода «За ударные темпы» от 09.08.1974 г. дал подробные сведения о будущем «Авиагородке».

Проектированием нового микрорайона занимался не абы кто, а целый творческий коллектив во главе с известным архитектором Юрием Храмовым.

Начало строительных работ было запланировано на 1975 год. В январском номере «Волжской зари»  был опубликован список домов,  подлежащих сносу.

Железной Дивизии-ФОТО-13-ВЗя-1975-01-03-перечень сноса домов под Авиагородок

Первыми домами, построенными по Железной Дивизии, были № 3 и №5 (1975 год).

Необходимо добавить, что в течение 1975 года Авиазавод снёс 9 бараков и 11 ветхих домиков, расселив из них 199 семей. В течение следующих двух лет были сданы дома №№ 7-13.

Также в 1977 году была введена в эксплуатацию первая часть детсада №177 «Самолётик», рассчитанная на приём 280 детей. На полную силу он заработает спустя два года, вместив в себя уже 520 малышей.

В 1985 году был построен последний дом по улице Железной Дивизии под №1.

Железной Дивизии, 1

Таким образом, вся застройка Авиагородка заняла десять лет. Впрочем, даже к концу 1980-х годов улица Железной Дивизии не до конца избавилась от бараков военных лет. Об этом свидетельствуют избирательные списки 1987 года.

Железной Дивизии-ФОТО-26-Выборы-1987

Их стер с лица земли Самарский метрополитен, территория которого и расположилась на четной стороне улицы Железной дивизии. О том, как осваивали эту локацию, сообщает многотиражка треста «Промстрой», называвшаяся «Трибуна строителя».

Железной Дивизии-ФОТО-27-Трибуна Строителя-1985-12 декабря

Сегодня адреса по улице Железной Дивизии имеют Кировское электродепо и платформа станции метро «Юнгородок».

Материалы из куйбышевских газет предоставлены Евгением Альмяшевым
Фото: Елена Вагнер

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook