ВСЕГДА ГОВОРИ "НЕТ"

Президент страховой компании о том, как избежать навязывания услуг при покупке ОСАГО

 431

Автор: Вячеслав Сорокин

Среди автомобилистов растет недовольство системой обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). И причиной этому являются не только скромные выплаты, не покрывающие затраты на ремонт автомобилей после ДТП, и нежелание страховщиков платить в установленном порядке. Теперь автолюбителям при оформлении ОСАГО активно навязывают дополнительные услуги и отказывают в продаже полиса владельцам отечественных автомобилей.

Такая ситуация с ОСАГО сложилась по всей России. В конце мая Центробанк даже ограничил действие лицензии компании «Росгосстрах» на продажу полисов ОСАГО.

«Только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2300 жалоб от граждан на действия ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний Банка России. В отношении общества вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования)», — сообщили в пресс-службе Банка России.

Однако 8 июня запрет на заключение договоров ОСАГО сняли, мотивировав это решение тем, что страховщик устранил все выявленные нарушения. Тем не менее Центробанк по-прежнему рекомендует обращаться с жалобами по всем нарушениям в свою интернет-приемную.

Проверяет деятельность страховщиков и прокуратура. Например, в Самаре руководитель агентства «Красноглинское», которое является филиалом «Росгосстраха», был оштрафован на 50 тысяч рублей за отказ в заключение договора ОСАГО. Прокуратура выявила, что отказ был ничем не обоснован, и возбудила административное дело.

Ранее за навязывание дополнительных услуг в придачу к ОСАГО было заведено дело и на начальника страхового отдела Большеглушицкого филиала «Росгосстрах». Кроме руководителей штрафуют и обычных менеджеров не только в «Росгосстрахе», но и в других компаниях. Тем не менее ситуация пока в лучшую сторону не меняется.

«Когда тарифы повышены, работайте нормально!»

С 1 апреля 2015 года впервые за 11 лет были увеличены тарифы на ОСАГО. Вместе с тем у большинства компаний подорожали и полисы КАСКО (страхование автомобиля от ущерба или угона). Теперь максимальная сумма, которую можно получить по ОСАГО за повреждение техники составляет 400 тысяч рублей, а за причиненный вред здоровью – 500 тысяч рублей.

Базовый тариф ОСАГО составляет 3422-4118 рублей. Таким образом, нижняя граница тарифного коридора увеличилась на 40%, верхняя – на 60%. В разных регионах действуют разные коэффициенты, повышающие стоимость полиса (в Самаре коэффициент – 1,6). Цена его зависит и от класса машины, и от того, как ездит автовладелец – если он часто нарушает правила дорожного движения, регулярно попадает в ДТП, да еще имеет скромный стаж вождения, то цена полиса для него существенно возрастет.

Несмотря на повышение цен, страховщики все еще неохотно работают с ОСАГО. Однако, по мнению президента АО «Объединенная страховая компания» Андрея Раздьяконова, сейчас страховщики могут обходиться без всяческих уловок.

«Из-за того, что слишком долго не поднимались тарифы, рынок «перегрелся» — в некоторых регионах фактически переставали страховать, происходило навязывание услуг. Были очень негативные моменты, в результате чего страховщики пытались не уйти в минус по деньгам, но ушли в очень большой минус по имиджу», — считает Раздьяконов.

Это сказалось и на решения судов в случае обращения автомобилистов. «Стали считать, что страховщик вообще за все должен платить, отчего наши программы стали бездейственны. Например, если человек ездит хорошо, то из полиса КАСКО можно исключить некоторые страховые ситуации, которые вряд ли возникнут — и в результате он становится более дешевым», — рассказал Раздьяконов.

Когда суды стали требовать, чтобы страховщик платил за все, независимо от того, что написано в договоре, продажа таких страховок стала невозможной.

Никакое навязывание недопустимо. Да, вам могут предложить или порекомендовать интересные программные продукты. Но если вы говорите категорическое «нет», то никакого навязывания быть не может.

Существенное увеличение тарифов, по словам Раздьяконова, обоснованно. Тарифы не поднимали уже 11 лет, поэтому подорожание стало столь заметным. Если бы цена полиса увеличивалась ежегодно на небольшие суммы, то рост цен был бы не столь заметен.

Как считает Андрей Раздьяконов, настрой регулятора рынка ОСАГО (которым является Банк России) говорит о том, что при прежних тарифах можно было понять, что страховщики как-то старались сохранить прибыль, но когда тарифы повышены и можно работать нормально – будьте добры, выполняйте все требования закона.

«Никакое навязывание недопустимо!»

Навязывание услуг по-прежнему является распространенной и серьезной проблемой. «Никакое навязывание недопустимо. Да, вам могут предложить или порекомендовать интересные программные продукты. Но если вы говорите категорическое «нет», то никакого навязывания быть не может», — отмечает президент Объединенной страховой компании.

Если такая ситуация все же происходит, то необходимо фиксировать действия страховщика, например, на камеру телефона или на диктофон, и обратиться с жалобой в Центробанк, где их рассматривает специальный отдел.

В случае, если ненужную услугу в нагрузку к ОСАГО все же навязали, у большинства страховщиков можно в течение 5-7 дней расторгнуть договор и без потерь вернуть деньги за ненужный полис. Однако законом эта норма не прописана, и не все компании оставляют такую возможность, указывая о соответствующих условиях в договоре.

Тем не менее, даже если в договоре ничего не сказано о его расторжении, то вернуть деньги все равно можно, но не все, а только 60-70 процентов.

Одним из выходов из сложившейся ситуации, как считает Андрей Раздьяконов, может стать обращение в местную страховую компанию. По словам Раздьяконова, для федеральной компании самарский офис является лишь одним из многих, закрытие которого не станет для страховщика серьезной проблемой. А местная компания кроме как в Самаре нигде больше работать не сможет, поэтому теоретически должна более ответственно относиться к предоставляемым услугам. В противном случае автолюбителям никто не мешает жаловаться и на самарские организации.

Следует помнить, что страховщики обязаны заключать договоры ОСАГО. В противном случае, жаловаться можно не только в Банк России, но и в прокуратуру, Российский союз автостраховщиков, антимонопольную службу или даже самостоятельно обращаться в суды.

Ситуация с навязанными услугами может самоустраниться с 1 июля. Именно тогда планируется начать продажу полисов ОСАГО онлайн на сайте РСА.