Фотографии самарцев могут помочь в реставрации памятника Ил-2

 1 109

Автор: Редакция

В 2018 году будет закончено строительство развязки Московского шоссе с проспектом Кирова и вновь возведён мемориальный комплекс «Боевой и трудовой славе куйбышевцев». Для полноценной реставрации комплекса архитекторам нужны фотографии горожан, сделанные в разные годы у монумента во время свадебных фотосессий, пионерских и других торжественных мероприятий. Как при создании проекта восстановления могут пригодиться любительские фотографии, рассказала в своём эссе архитектор-реставратор Яна Котельникова.   


Образ мемориального комплекса «Боевой и трудовой славе куйбышевцев» ассоциируется с Ил-2, знаменитым «летающим танком», самым массовым боевым самолётом в истории человечества, который выпускался в Куйбышеве на авиационном заводе № 18. Мемориальный комплекс 1975 года является символом вложенных горожанами усилий в победу 1945 года. Авторами проекта стали скульптор И.Б. Федоров и в то время главный архитектор города А.Г. Моргун, который во время войны работал на заводе № 18 клепальщиком.

000

Когда в 1972 году обнаружили сбитый в войну в Мурманской области штурмовик, только Куйбышеве нашлись мастера в авиационном цехе № 19, которые смогли его фактически заново восстановить. По рекомендации заводчан, самолёт на постаменте представлен в момент взлёта с ещё выпущенными шасси.

В 2015 году, во время создания проекта демонтажа, изучив рабочие чертежи самолёта, разработчики плана установили, что у модели «отстёгиваются» крылья и снимаются колёса шасси, что облегчило его транспортировку и хранение. Теперь самолёт ожидают реставрация, очистка, выпрямление или замена деформированных элементов и покраска в аутентичный цвет.

Не менее интересен и разбор постамента памятника, который с фасада представлен в образе звезды, а с боковых сторон – воздушным шлейфом, оставленным как будто при взлёте самолета. Под дюралюминиевыми панелями была обнаружена конструкция из алюминиевых уголков на ручной сварке. Высота постамента 7 метров, он изготовлен на заводе «Прогресс». База постамента облицована полированным чёрным гранитом, а со стороны «звезды» находится памятная мемориальная надпись из бронзовых букв, позднее покрытых краской.

Некоторые фрагменты повреждены, другие утрачены или искажены, но все аккуратно снято, промаркировано и отправлено на хранение. Все демонтируемое – первоначальное, выполнено по проекту А.Г. Моргуна.

А вот боковые треугольные пилоны возведены позже, в 1985 году, на месте демонтированных первоначальных. Надписи из латунных букв высотой 38 см: «Всё для фронта» и «Всё для победы», имеют ступенчатое расположение, так, чтобы лозунги хорошо читались для въезжающих в город по Московскому шоссе.

Форма пилонов входной группы также поздняя, цифры «1941» и «1945» должны быть выгравированы в граните, однако выполнены из плитки. Следы первоначальной гравировки не обнаружены. Изначально в проекте были предусмотрены пандусы при заезде на кольцо, но затем с одной из сторон появилась лестница.

Современное покрытие площадки — колерованный асфальтобетон, тоже ремонтный материал. Первоначально площадь была вымощена из серых бетонных плит 1х1 метр и символизировала взлётно-посадочное поле аэродрома, а за счёт включения в панораму магистралей её размеры значительно увеличивались.

Для проекта восстановления памятника не хватает исторических фотографий. Ирония в том, что эта хроника есть в большинстве частных фотоколлекций жителей Самары и области. Это могут быть памятные фотоснимки со свадеб, прогулок с внуками, школьные фото в пионерском галстуке. Авторы проекта восстановления обращаются к жителям города: для полноценных выводов по проекту реставрации необходимы фотографии мемориального комплекса с любого ракурса и любого качества.

Особенно будут интересны фото 1975-1985 годов, до первой реконструкции объекта, чтобы понять, как выглядел осуществлённый проект Алексея Моргуна. Фотографии в отсканированном виде можно отправить на почту mastehina@yandex.ru или позвонить по телефону 8 (937) 651-42-28.

015

Текст, фото: Яна Котельникова