Профессиональные секреты шинного бизнеса

КАТИСЬ, КОЛЕСО!

Профессиональные секреты шинного бизнеса

Автор:

ЦЕННОСТИ
1 902

Компания «Игрес» — лидер самарского рынка по продаже шин и дисков. Старейшая фирма с огромным опытом в этом сегменте и с наработанной репутацией. 22 года назад начала продажи шин в маленьком торговом зале на одной-единственной стойке. Сейчас только в одном магазине Pole Position «Игрес», что на пересечении Мориса Тореза и Волгина, стойки длиной в сотни метров и ассортиментом более двух тысяч разных наименований. 

20141202_154804Директор розничного направления компании «Игрес» Юрий Петрович Глотов проводит мне экскурсию по магазину. Сначала торговый зал, где всегда начеку 5 внимательных продавцов, потом техническое помещение, где мы проходим по длинному коридору из шин, уставленных от пола до потолка.

— Это одна их наших самых востребованных опций — ответственное хранение шин, — рассказывает он. — Идею я привез из-за границы. Мне ребята там расписывали, что у них чуть ли не целый аэродром шин на хранении и что они зарабатывают на этом неплохие деньги. Приукрасили, конечно, но в целом, правда, очень хорошая услуга, особенно для женщин. Стоимость — 350 рублей в месяц. Записался на шиномонтаж, приехал, переобулся за 20 минут, и вся любовь. Сейчас мы запускаем новую идею — страхование покупки. Уже на выходе финальная версия документов, которые мы разработали совместно с компанией «Ингосстрах». Суть в том, что мы страхуем шины от хищений и от пробоя, что очень важно, особенно весной. Шины  довольно дорогие, поэтому страховать выгодно. Есть годовая и двухгодовая программы.

 ~

Дальше по ходу экскурсии 2 поста шиномонтажа, где работают опрятные специалисты в фирменных комбинезонах и чистой обуви.

_MG_0316

— В самый пик сезона у нас запись минимум за неделю, — продолжает Юрий. — Мы не просто переобуваем, а делаем еще много полезных для автомобилей вещей. Например, высокоточную балансировку. Я её впервые увидел в салоне БМВ. Заднеприводные машины — «Мерседес» и БМВ — очень трепетно относятся к качеству балансировки передних колес. Дисбаланс буквально в 5 граммов достаточен для того, чтобы начало бить руль на скорости. Поэтому существует понятие высокоточной балансировки, имитирующей постановку колеса на автомобиль. Она делается на специальном оборудовании, комплект которого стоит порядка 10 тысяч евро.  Более того, мы используем только немецкую монтажную пасту и только фирменный адгезивный груз.  А на рынке в основном используется самодельный груз, изготовленный кустарным способом.


Когда перед тобой начинают раскрывать профессиональные секреты, появляется охотничий азарт. Хочется узнать больше, еще больше. Поэтому я «зависаю» в «Игресе» на добрых полдня, и Юрий Петрович терпеливо, страницу за страницей раскрывает передо мной особенности шинного бизнеса.

— В 1993 году фирма «Игрес» занималась торговлей автозапчастями для грузовых автомобилей, автобусов и автомузыкой. А однажды, получив по взаимозачету партию импортных шин, мы решили расширить направление деятельности и угадали.  Первым брендом, привезенным в Самару, стал «Бриджстоун». Собственно говоря, это наш стратегический партнер, под брендом которого мы всё это время работаем.

В Самаре  властвовал дикий рынок. Под видом хороших колес привозили восстановленные шины, какой только хлам не продавался на авторынках на улице Антонова-Овсеенко и Ракитовском шоссе!

До нас шинами профессионально занималась только одна компания «Волгашинторг». Мы стали вторыми. Почему я делаю акцент на слове профессионально? Потому что в остальном в Самаре властвовал дикий рынок. Под видом хороших колес привозили восстановленные шины, какой только хлам не продавался на авторынках на улице Антонова-Овсеенко и Ракитовском шоссе! Попадался там, безусловно, и качественный товар, но рынок есть рынок: ни тебе гарантии, ни обмена, ни вменяемой ценовой политики. Автомобилей на тот момент полно было, но существовала огромная брешь в сервисных услугах и продаже шин. Поэтому первая массовая поставка шин компании «Игрес» была для «Жигулей». Тогда почти все на них ездили. Иномарки стали только-только просачиваться в Россию.

После первой партии шин «Бриджстоун» пошла цепная реакция. Первые 10 покупателей рассказали своим друзьям, те пришли к нам за шинами, потом знакомые знакомых. И это дало очень хороший оборот на начальном этапе. Рекламы не было. В 1998 году компания «Игрес» очень удачно закупила большую партию шин, а в августе доллар взлетел почти в 4 раза. Цены подскочили, выручка резко увеличилась. Именно тогда навсегда закончили тему с автозапчастями и другими непрофильными делами и начали развивать шины компании  «Бриджстоун» во всех направлениях.

Продавца шин нужно учить минимум год

Как покупатель, я достаточно наивна. Мне всегда кажется, что по другую сторону прилавка должны стоять кристально честные люди и блюсти твои интересы вот что бы то ни стало. Иногда муж надо мной потешается: ну зачем ты спрашиваешь, свежее или не очень? Конечно, тебе ответят, что свежайшее и вкуснейшее, потому что им важно продать. Логику эту я, конечно, умом понимаю, но продолжаю верить в альтруизм хороших продавцов.

Рассказываю историю своих потребительских заблуждений моему собеседнику, но Юрий Глотов вполне серьезно говорит, что моя позиция единственно верная и, исходя из принципов клиентоориентированности, в компании «Игрес» воспитывают сотрудников торгового зала.  «Равнодушное отношение мы вытравили», — делится Юрий Петрович и продолжает историю развития компании «Игрес».

_MG_0360

— В середине 90-х годов с развитием рынка иномарок появился серьезный спрос на колеса.  Первые иномарки, которые привозили в Россию, были подержанные. Никто из немцев или поляков не даст машину на новых шинах. Продавали, чтобы только доехала до России. Поэтому мы начали развивать новый сегмент, который оказался очень сложным. Знаете ли вы, что у одной и той же модели в зависимости от двигатели могут быть разные размерности шин и разные диски? Взять девятый «Митсубиши Лансер». С двигателем 1,5 сверловка на дисках идет 4 на 114,3 мм, а при двухлитровом двигателе 5 на 114,3. Что может произойти, если этого не знать? Покупателю рекомендуют одну модель дисков. Обувают на диски шины, собирают, балансируют. Потом приходит время переобуваться. Человек домкратит свою машину, снимает колеса, ставит новые, а они не подходят… О-па. Представляете, с чем он приезжает к нам? У него столько колючек под языком. Поэтому уровень подготовки продавца в этом и заключается. В нашем бизнесе это один из самых серьезных вопросов. Если брать нулевого человека, имеющего поверхностное представление об автомобиле, то минимум нужен год первоначального обучения.

Необходимо  четко знать, на какой автомобиль, какого года выпуска, мощности двигателя какие шины и диски устанавливается. Потому что у дисков есть порядка шести параметров подбора и пять параметров подбора у шин. Наши продавцы имею очень хорошую тренированную память. Прежде всего они выясняют у покупателя его потребности и в соответствии с этим сами предлагают товар. Самое трудное — подобрать размер дисков. Неверно подобранный диск может привести к тому, что колеса станут задевать за подкрылки, внутреннюю поверхность колесной арки, или вообще машина не поедет. Опять-таки по гарантии на ремонт такие машины не берут, это нужно знать.  Очень часто мы рекомендуем примерку, у нас это бесплатно. Нам важно свести ошибки к минимуму. Поэтому  у нас практически нет возвратов и претензий.

У нас есть специалист Эдуард, который единственный не имеет своей машины, пешеход, так вот он зубрил таблицу совместимости! А потом создал электронную базу, которая с тех пор постоянно обновляется, и которой все мы пользуемся. Я даже больше вам скажу: нашей базой пользуются многие продавцы шин в нашем городе. Но всё равно, когда идет разговор продавца с покупателем, в зале бегать к компьютеру — это моветон. Человек должен знать основу. 2 раза в год мы закрываем магазин, потому что занимаемся переподготовкой наших специалистов.

В нашем торговом зале максимальное количество продавцов — 5. Когда я сюда пришел, выписка товара была 5 минут, то есть одного покупателя обслуживали 5 минут. Сейчас мы умудряемся за 45 секунд выписку делать. Ну, конечно, мы модернизировали программу для этого, повысили скорость подбора, поменяли сервер. Но уровень квалификации продавцов такой, что до автоматизма дошло.

Знаете, путем длительного, практически десятилетнего подбора здесь собрались люди, которым интересно работать с этой сфере. Кто-то спортом занимается, в основном все гонщики, непрофессиональные, но увлеченные, все стараются иметь свежие хорошие автомобили.

Компания «Бриджстоун» присвоила двум магазинам Pole Position «Игрес» категорию «Голд». Это высшая позиция торговой точки, которая имеет особые преференции у «Бриджстоун».

Справка ДГ:  Pole Position — фирменное наименование сети шинных центров, которые представляют в России продукцию японской корпорации Bridgestone. Название взято из гонок «Формула-1″ — так называется первая позиция на старте, которая считается лучшей и присуждается по итогам квалификационных заездов пилоту, показавшему самое быстрое время прохождения круга в последнем заезде.

Pole Position Gold – шинные центры премиум-класса. Новинки мира шин Bridgestone здесь представлены в первую очередь. Также здесь всегда полный сегмент легковых шин, производимый компанией Bridgestone: от легкового авто до микроавтобуса.

— В пиковые месяцы мы работаем с покупателями все, независимо от ранга. Я сажусь за телефон, и отвечаю на все вопросы, потому что в зале продавцы не в состоянии отвечать на звонки. У меня есть гарнитура, специально для этих целей, впрочем, как и у шефа. Вот мы все и держим «линию обороны». Даем консультации, я считаю, очень квалифицированные. Больше всего в сезон  звонит женщин: по поводу шиномонтажа, наличия товара, цен. Как правило, женщины более вдумчиво подходят к выбору шин. Иногда по 40 минут длится консультация. Зато сколько раз замечал:  разговор провел, порекомендовал, через некоторое время в реестре — оп! — выскочила продажа, приехала, значит. Вообще-то женщины очень благодарный контингент, нам нравится работать с ними.

И еще знаете, что самое удивительное? Я в торговле много лет. Так вот, шинный бизнес очень честный. Здесь плохого товара нет теоретически. Мы не торгуем ни  ворованными, ни некондиционными шинами. Здесь только качественный товар. Вопрос только в том, что у одних колес характеристики хуже, у других лучше, но я вам могу сказать смело, менее 1% брака! Мне кажется, это самый высококачественный товар. Но здесь и вправду шутить не стоит. Так же как в авиационной промышленности. Если там что-то выйдет из строя, то самолет рухнет. С шинами примерно также.

«Шины, как и автомобили, сейчас продаются по себестоимости»

Один из самых деликатных вопросов в любом бизнесе — это вопрос ценообразования. Особенно сейчас, когда валютные качели то прибавят десяток рублей доллару, то откатятся обратно. И привычные ценовые представления о товаре летят в тартарары. Даже простая арифметика не помогает. Казалось бы, что проще: сначала поделил старую цену на старую же стоимость доллара, а потом помножил на новую — и вот тебе результат. Но применительно к шинному бизнесу схема не работает. Цены, безусловно, повысились, но непропорционально курсу валют. О вопросах финансовых мы продолжаем разговор с Юрием Глотовым.

Народ у нас русский: пока гром не грянет, креститься никто не собирается.  Как правило, основная масса несется в магазин в первый снег.

— Особенность шинного бизнеса в сезонности. Нет круглогодичной торговли. 4 месяца кормят весь год. Поэтому нужно так подойти к вопросу с поставками, с логистикой, с ценообразованием, чтобы за 4 месяца накормить бюджет всего года.  Народ у нас русский: пока гром не грянет, креститься никто не собирается.  Как правило, основная масса несется в магазин в первый снег. И начинается столпотворение. Запись на шиномонтаж  на неделю вперед, всем нужно срочно… Ну, в общем, как всегда в России.

Вот закончился сезон. Переобулись все. Остаются только индивидуумы, которые ездят до последнего. Ну разве я смогу продать ему шину с большой наценкой? Сейчас же мир Интернета. Он сначала проанализирует все сайты, проверит, какая шина и где будет дешевле всего. У нас сейчас очень остро стоит вопрос конкуренции, потому что последнее время на самарский рынок стали заходить компании из других городов. Им для того, чтобы закрепиться на чужом рынке, приходится вести политику демпинга, когда торгуют ниже себестоимости, жертвуя своими бонусами. Шинный бизнес находится на грани рентабельности. Это похоже на автомобильный бизнес, там тоже люди в основном выживают не за счет продаж машин, а за счет сервисов и гарантийного обслуживания.

_MG_0383

Мы зарабатываем на дополнительных услугах. Если не держать высокое качество обслуживания в сервисе, люди не придут. Если не держать большую ассортиментную линейку, тоже можно часть рынка потерять. 2000 наименований товара — это, конечно,  максимальный набор. Оптимальный — сложно сказать… Можно было бы и тысячей обойтись. Но поскольку мы стараемся держать марку одного из лучших магазинов в Самаре, то лучше иметь на витрине максимум. Наш партнер — это, безусловно, «Бриджстоун», первая шинная компания в мире, имеющая высочайший объем продаж и самый широкий диапазон шин от эконом-класса до суперпремиум. И есть еще бренд «Игрес», который мы бережем больше 20 лет.

Почти круглый год мы проводим разные акции для клиентов. С 1 марта в наших магазинах стартует предсезонная распродажа, и мы дадим максимальную скидку 10%. Выгодно брать именно перед сезоном, когда есть весь товар в наличии. Торговать будем по себестоимости. Прошли те времена, когда наценка на шины составляла 30%.

Наши преимущества

Профессионализм продавцов — это раз, правильное ценообразование — два, ассортиментная линейка — три и высокое качество сервиса — четыре. Не выдержишь — вылетишь в трубу.

У нас 5 основных брендов, представителями которых мы являемся, но держим почти всю линейку ведущих мировых производителей.

Мы открыли две новые точки в Самаре и в Тольятти в спальных районах. Это новая концепция магазина. Там небольшой торговый зал, но высококлассные продавцы, которые знают всю нашу товарную линейку и подберут те шины, которые нужны. Покупатель делает заказ и в течение суток его получает. Для того, чтобы люди к нам «ногами не ходили», у нас есть 2 специальных фургона, один в Самаре, второй в Тольятти, могут колеса подвезти прямо к дому.

Мы запустили свой интернет-магазин. В нем  продается порядка 15% товара.  Для того, чтобы оценить его уровень, можно заглянуть сюда.

Текст: Анастасия Дмитриева, фото: Анар Мовсумов

Комментарии: