Самарский фотограф Максим Густарёв о том, как сделать фантазию фотографией

 1 501

Автор: Ксения Лампова

Максим Густарёв – один из немногих самарских фотографов, чьи снимки печатают в российских глянцевых журналах. При общении с ним кажется, что он увлекается всем на свете: от скоростной сборки кубика-рубика, слэклайна и математики до катания на сноуборде.

Мы встретились в редакции ДГ, и Максим поделился с нами профессиональными хитростями: о том, как ускорить свой прогресс, научиться извлекать из подсознания даже самые абстрактные идеи и найти свой стиль.


— Как ты понял, что у вас с фотографией всё серьёзно?

— К фотографии я был близок во все периоды своей жизни. Когда дома появился первый компьютер (мне тогда было лет 8), помню, сразу же очень Paint’ом заинтересовался. Рисовал всякие непонятные полуабстрактные рисунки, пока мой брат в Excel’е и WoW зависал. В 14 начал проявлять интерес к фотошопу, дизайну и полиграфии в целом. То есть ещё до покупки фотоаппарата я хорошо разбирался в инструментарии фотошопа.

K3bd1SiOogA

Важной вехой стала работа во всероссийском журнале. Я работал дизайнером-верстальщиком (и работаю до сих пор, уже 10 лет как), и порой мне приходилось снимать репортажи на офисный фотоаппарат. Наверное, с этого всё и началось ровно 5 лет назад: бездумный репортаж постепенно перерос во что-то большее. Я пытался воплощать различные идеи в исполнении портретных жанров. Но в приоритет это занятие всё равно не ставил.

То, что жизнь стоит посвятить фотографии, я окончательно понял только два года назад. Начал осуществлять то, что рисовал у себя в воображении. Как ни странно, это осознание пришло ко мне с покупкой полноформатного фотоаппарата Canon 6D. В то же время я заполучил себе в арсенал светосильный, но мануальный объектив Samyang 35mm f1.4, который сразу же полюбил за его глубину, объём и цвета. Вот уже год как я перешел на аналогичное ФР и диафрагму — Sigma 35mm f1.4 Art. По сути дела, я всего лишь добавил автофокус в свою малышку. На данный момент я считаю 35mm своим эталонным фокусным расстоянием, которое навсегда для меня останется залогом гармоничного кадра.

EZA-C3nb_EI

— Хорошая техника — это прекрасно, конечно, но вдохновение это неуловимое откуда взять?

— Одной из важнейших составляющих творчества является настроение. Настроение, которое несут в себе мои снимки. Настроение, которое может почерпнуть зритель в любой моей работе. Настроение кадра — энергетика, которая насыщает работы на этапе проработки идеи, образа, фотографирования и обработки. Настроение есть я. И важно понять, в каких условиях это настроение раскрывается.
На 99,9% я вдохновляюсь своей фантазией. Множество идей, ракурсов, совокупностей цветов, света и теней приходит ко мне из ниоткуда. Но я заметил, что фантазии раскрываются только тогда, когда я слушаю музыку. И это не удивительно. В моём арсенале много абстрактных композиций, и именно они позволяют мне делать то, что в итоге получается. Музыка многоплавна, многогранна. Далее — всё остальное: фильмы, картины, люди, работы других фотографов/художников/операторов/композиторов (нужное подчеркнуть — выбирайте сами).

HszgfGWJV5s

— Как определиться между творчеством и коммерцией?

— Ещё задолго до художественной фотографии я стал использовать фотоаппарат в коммерции, когда работал программистом виртуальных туров и 3D-панорам. Фотографировал, программировал, верстал. Изначально художественная фотография для меня была одним из хобби (или хоббей)… Всегда фотографировал своих друзей просто так. Никогда не позиционировал себя как коммерческого фотографа. Помню, как-то раз фотографировал бесплатно свадьбу. Да-да, свадьбы я тоже снимаю, только вот ни одной фотографии оттуда вы не увидите в моём портфолио. После этого люди начинали заказывать за символическую плату, видимо, сарафаннное радио стоит благодарить. Постепенно начал брать деньги за портреты и другие виды съёмок. Зарабатываю сейчас на фотографии исключительно, не шикую, но на жизнь хватает. Радует то, что фотография осталась для меня истинным хобби. Делая снимки, я получаю удовольствие. Как сказал великий дядька с бородой Конфуций: «Выбери работу, которую ты любишь, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни».

IEo4AZ60vU4

— Как сделать резвый шаг в умении фотографировать? Может, есть какие-то хитрости?

— Купить фуллфрейм и светосильный объектив. По-честному, это самый лёгкий способ сделать шаг вперёд. Но надо осознавать, что это будет всего лишь шаг на извилистой дорожке обычного фотографа, которых сейчас миллионы.

ikI45bZNokY

Раскрыть себя и осознать, что ты делаешь. После глубокого самоанализа можно не шагнуть, а прыгнуть или даже полететь далеко вперёд. Ещё важно всегда смотреть работы великих художников и топовых фотографов, анализировать их стиль и сравнивать со своим. Делать правки, менять подходы и принципы фотографирования.

— Тебя, несмотря на изобилие хобби, ещё и в преподавание занесло. Расскажи, что пытаешься людям втолковать и как всё это происходит.

— Для меня важно обучать людей непредвзято, то есть не проецировать своё видение на ситуацию, а рассказывать о канонических принципах фотографии. Человек, приходящий ко мне на обучение, не становится моей точной копией, таким же портретистом, использующим такие же приёмы. Он обучается фотографии от какого-то безымянного человека. Я стараюсь абстрагироваться от навязывания личностных стереотипов и идей и даю ученику возможность найти свой стиль.

Схема обучения выстраивается в виде алгоритмов: человек приходит, слышит определённую последовательность действий, выполняет их и видит в результате хорошую фотографию. Выносит для себя какие-то технические приёмы, которые использовались при создании снимка. Или не выносит — это уже зависит от его желания в своём творчестве этим приёмом пользоваться. В аудитории проходит всего 5-6 занятий с короткими лекциями, всё остальное — практика. Лучше один раз проделать самому, чем 10 раз услышать в лекции.

KVWxdWVcX90

— Можно научить фотографии человека, у которого вообще нет чувства композиции, цвета, художественного вкуса?

— Человек, подсознание которого обогащено образами, человек, который ходит в музеи, картинные галереи, смотрит хорошие фильмы, грубо говоря, эрудированный человек — такому, конечно, легче. Когда он берёт фотоаппарат, он все эти образы оттуда достаёт и пытается перенести на свою фотографию. Когда он осваивает техническую сторону вопроса, он становится хорош в своём деле.

И, с другой стороны, есть люди, которые целыми днями смотрят «Реальных пацанов» на ТНТ. Конечно, их фотография будет нехороша, но и такого человека можно научить. Поводить за ручку по галереям, посидеть и посмотреть с ним хорошие фильмы. Постепенно это придёт.

lHM5RrD2uYQ

— Какое место в Самаре самое интересное и благодатное для фотографии?

— Суть каждого снимка в его необычности — важно сделать какой-то нестандартный кадр. Локация на себя перенимает достаточно большой акцент, поэтому нужно стараться найти те места, которые люди не знают. Если они увидят модель с её причёской и макияжем в каком-то новом и интересном месте, их взгляд задержится на фотографии чуть дольше — но это «чуть» на самом деле многого стоит.

Узнать больше о фотошколе Максима Густарёва можно здесь.

Все фотографии взяты на личной странице Максима Густарёва