NOT IN MY BACK YARD

Урбанист Андрей Чернов против жителей Горелого хутора

 1 293

Автор: Редакция

Противостояние жителей микрорайона Крутые Ключи и коттеджного посёлка Горелый хутор за право пользоваться дорогой продолжается не один месяц. 

Недавно житель Горелого хутора Антон Черепок рассказал о том, почему в посёлке пришлось установить шлагбаум, завалить проезды блоками и держать оборону от потока машин из нового микрорайона, однако урбанист Андрей Чернов приводит контраргументы, выступив адвокатом кошелевцев.

Вот Антон Черепок, житель Горелого хутора и мой добрый знакомый, объясняет, как нелегко жителям в борьбе и почему они правы. Я при поездке с дачи часто использую этот объезд, поэтому выступлю адвокатом кошелевцев.

Проблема-то общая: позиция любого жителя к вопросам нового строительства, развития города — NIMBY (Not In My Back Yard). Здесь и вырытые лавочки под окнами («don’t бомж»), и повсеместные заборы, и многое другое. Так поступают все! Урбанисты красиво говорят и мыслят, но при отсутствии мест паркуются на тротуаре.

Вместо тихой уютной радости загородной жизни жители теперь глотают пыль, слушают рёв и посылают нам вслед проклятья. Очевидно, что идеальная модель жителей – «чтобы тут, кроме наших, никого не было», на крайняк – редко прокрадывались и нам не мешали.

Или вот я мечтаю о том, чтобы уродские ржавые гаражи не портили виды нашего города, но печалюсь и недоумеваю, почему хотят убрать гараж во дворе у моей тёщи – «он уже 15 лет тут стоит», и он безусловно красив, свежепокрашенный тёмн-зелёным суриком. Что ж, NIMBY. «Город против жителей» — одно из основных системных противоречий нашей жизни.

Кратко аргументы жителей поселка следующие. Во-первых, дорогу ремонтируют и содержат жители за свой счёт и вообще привыкли всё решать своими силами. Во-вторых, дорога плохая, а автотолпы делают её ещё хуже, почти не выигрывая по времени. В-третьих, вместо тихой уютной радости загородной жизни жители теперь глотают пыль, слушают рёв и посылают нам вслед проклятья. Очевидно, что идеальная модель жителей – «чтобы тут, кроме наших, никого не было», на крайняк – редко прокрадывались и нам не мешали. NIMBY, вашу мамашу!

Аргументов навалом, целых три, теперь жители действуют:

1) перекапывают улицы, строят баррикады из бетонных блоков, которые за ночь растаскивают автомобилисты, устанавливают шлагбаумы, которые тоже автомобилисты убирают,

2) добились в ГИБДД отмены сквозного проезда через посёлок плюс «территория признана жилой зоной с ограничением движения 20 км/ч»,

3) а скоро поставят ещё шлагбаумов и добавят знаков.

Конечно, неприятно, что «святая борьба» выходит в дополнительные 400 рублей в месяц.

Это, так сказать, вводная.

Какие у меня аргументы против.

1) Горелый хутор – часть Самары, находится в городской черте. Насколько я помню, жители сами этого захотели – городская прописка, обязательства властей по транспортной доступности и всему остальному – чего ж плохого-то. То есть жизнь должна быть не загородная, а самая что ни на есть городская.

Транспортная наука говорит так: надо любыми способами повышать связность уличной сети. Любыми «козьими тропами», даже кривыми объездами и разъездами. Через эти «дырочки» проваливается до 20% общего транспортного потока, на столько же сокращаются и пробки.

2) Дальше два варианта. Вариант первый: на территории посёлка разделены частная территория и публичная (установлены «красные линии»), публичную территорию содержит город, но и распоряжается ей, частную содержат собственники. Вариант второй: весь посёлок — частная территория. Судя по тому, что территория под дорогой не оформлена жителями в собственность, но зимой чистят снег за счёт жителей, не выбран ни первый, ни второй вариант. Как бы земля и не жителей, но как бы и город за неё не отвечает – обычная самарская история. Замечу, что теоретическая возможность выбрать второй вариант была и есть – организовать СНТ и по «дачной амнистии» приобрести уличные проезды в его собственность.

3) А раз земля не жителей, то все шлагбаумы, бетонные блоки и прочее – просто самовольное использование земель, да ещё и препятствие проезду. Давайте и улицу Куйбышева так перегородим — а что, воздух всяко свежее… ФСБ-то с улицей Степана Разина сумела так сделать!

4) Пусть въезд под знак «сквозной проезд запрещён» останется предметом разбирательства ГИБДД и автолюбителей без жителей посёлка. Жители, если хотят, пусть добиваются, чтобы повесили «кирпич». А «кирпич» с поясняющей табличкой «для всех, кроме наших» — нет такого знака по ГОСТу.

5) Ну и в конце – почему это важно для всех нас. Транспортная наука говорит так: надо любыми способами повышать связность уличной сети. Любыми «козьими тропами», даже кривыми объездами и разъездами. Через эти «дырочки» проваливается до 20% общего транспортного потока, на столько же сокращаются и пробки.

Городская администрация, особенно во время масштабной реконструкции магистралей, должна, напротив, как можно больше сделать таких путей объезда. Вместо этого она выдаёт разрешения на разрытие и закрывает оба выезда с Солнечной на Советскую Армию через НФС, разрешает устанавливать шлагбаумы при въезде во двор у сотен домов, «по просьбам жителей» устанавливает ограничивающие знаки, не подстраивает оперативно под изменившиеся потоки светофорные циклы.

Администрация ремонтирует дворы, обещает отремонтировать ещё больше, понимая, что в целом нарушает закон, но это же «жителям надо…». При этом сама не содержит дальше дворы и не передаёт на содержание жителям.

Текущая политика такова: лучше пусть всем будет немного плохо, но одинаково, чем будет сильное локальное недовольство. Отмежуйте уже территорию, возьмите себе «по силам и деньгам», но содержите нормально. И всё потихоньку выпрямится.

Текст: Андрей Чернов