ТОПЬ

Почему стараниями «Трансгруза» целый частный сектор может «уйти под воду»

 4 608

Автор: Максим Фёдоров

.

,

В редакцию ДГ обратились жители частного сектора, расположенного вдоль Ботанического сада. Здесь много оврагов, но ещё больше грунтовых вод. Компания «Трансгруз» хочет овраги засыпать и провести внутри них канализацию, не беря в расчёт подземные родники.

Корреспондент ДГ пообщался с местными жителями, спустился в овраг и выяснил, почему одно неверное движение «Трансгруза» может превратить частный сектор в громадное болото.

Двойное пришествие

Уже давно Светлана со своим мужем Андреем живут в уютном деревянном домике на Волгодонской. Их не пугают гуляющие под землей грунтовые воды. До их участка не доносится гул Московского шоссе. Земля даёт им сладкие яблоки, груши, которыми хозяева щедро угощают гостей. А верный пёс сидит на цепи у входа и охраняет дом от посторонних.

Идиллию нарушили строители, когда одним июльским утром въехали на КАМАЗах в частный сектор и стали ссыпать землю у оврагов. Светлана рассказывает, как ей вместе с соседями удалось стройку остановить:

— Одним утром в конце июля увидели, как по Волгодонской едут КАМАЗы с песком. Один проехал к оврагу, землю высыпал. Второй проехал – тоже выгрузил землю. И когда проехала пятая машина, мы выбежали на улицу и стали спрашивать, что происходит. Оказывается, «Трансгруз» здесь планировал дорогу делать – продолжение Авроры вдоль Ботанического сада.

Безымянный

Действительно, ещё позапрошлым летом городская администрация объявила, что разрабатывает проект планировки и межевания этой территории для реконструкции Мичурина от проспекта Масленникова до Ботанического сада. В перспективе Мичурина должны были продлить до Авроры так, чтобы улица выходила к кольцу на Московском шоссе.

Новую «магистраль» даже включили в «программу модернизации и развития, автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2012-2018 годы». Завершить строительство планировали в 2016 году. Согласно программе, под это дело выделили 374 миллиона рублей. Правда, по тем же документам, потратили всего 1 миллион 242 тысячи рублей.

Возможно, оставшиеся деньги пошли на разработку логистического плана дорог вокруг Ботанического сада. Согласно проекту, необходимо организовать возможность въезда на территорию заповедника со стороны полукольца на пересечении Авроры и Московского шоссе.

SONY DSC

При любых раскладах пришлось бы засыпать овраги. Жители с этим никак не могли смириться. Светлана делится переживаниями по этому поводу:

— После разговора со строителями мы, конечно, забили тревогу. Ведь у нас здесь грунтовые воды и речка с Ботанического сада течёт. Заткнуть её, понятное дело, никак нельзя. Все «родники» грунтовых вод тоже не замуруешь. А если овраги засыпать, вода к нашим участкам пойдёт, поднимется и нас затопит.

Светлана спрашивала у строителей про речку и грунтовые воды. Они ответили, что на чертежах никакой речки и подземных потоков нет. Неизвестно, какой бы вред нанесли строители экосистеме, если бы местные жители не стали писать властям, и в администрации не выписали бы постановление о том, что засыпать овраги незаконно.

Наслаждаться покоем жителям частного сектора удалось совсем недолго. Уже в начале августа «Трансгруз» снова приехал к оврагам. На этот раз без КАМАЗов, но с инженерами, чертежами и новым проектом. Они объявили, что собираются здесь канализацию провести. И снова на их чертежах не оказалось грунтовых вод и речек.

Светлана видела эти чертежи: канализационная труба пойдет с противоположной стороны Московского шоссе через Волгодонскую и дальше вдоль Ботанического сада. Такой проект местных тоже не устраивает. Они называют постройку канализации благой инициативой, но уверены, что для прокладки канализационной трубы снова будут засыпать овраги.

С другой стороны

Мы выходим с участка. Вместе со Светланой и Андреем отправляемся исследовать овраги. Перед этим сворачиваем на соседней улице – Днепростроевской. Она расположена у самого оврага. Грунтовые воды здесь настолько приблизились к поверхности, что владельцам участков приходится прокапывать каналы, чтобы вода стекала в овраг. И это самый безобидный сценарий того, какой вред могут причинить грунтовые воды, если они скопятся под частным сектором.

В самом овраге хорошо видно, что сейчас вся вода уходит вниз в сторону оврага Подпольщиков. Поток формируют «речки», образованные грунтовыми водами, и ливнёвый слив. По словам Светланы, «Трансгруз» собирается в ливнёвку вставить трубу и пустить через овраги. То есть, опять же без укрепления земли под строительство не обойдётся.

SONY DSC

Однако оставлять в таком виде овраги тоже не представляется возможным. Десятки лет местные жители (кто совсем не уважает место, в котором живёт) бросают в овраги мусор и смывают сюда отходы. Время от времени местные (кто на свалке жить не желает) собираются и добровольно идут чистить овраги от мусора. Понятное дело, весь мусор они убрать не в состоянии. А хлам, который лежит здесь уже почти полвека, просто невозможно вынести самостоятельно.

Эта территория к Ботаническому саду не относится, она находится в ведении города. Однако, как видно по скопившимся горам мусора, администрация чистить овраги не торопится. Правда, городские чиновники неоднократно обещали этим вопросом озаботиться.

Последний раз – в августе 2012 года, когда делегация из представителей местного управления охраны окружающей среды и экологических правозащитников исследовали овраги. Тогда экологи обвинили чиновников в бездействии, а те посетовали, что не существует в природе технологии, подходящей для очистки этой территории.

После встречи с экологами руководитель городского управления охраны окружающей среды лично обещал найти деньги в бюджете на разработку целой методики уборки мусора в таких труднодоступных местах. Однако ни в 2013 году, ни в новой «Экологической программе», рассчитанной до 2019 года, соответствующей статьи расходов так и не появилось.

SONY DSC

Тем временем поток воды собирает всю грязь и мусор с оврагов и несёт этот микс прямиком в Волгу. Коллектор, который принимает на себя этот поток, неисправен и протекает. Отходы со всех оврагов попадают в Волгу. И, учитывая направление реки, можно предположить, что через все городские пляжи проходят эти нечистоты и мусор.

Экологический тупик

Мы обратились к председателю центрального совета Российской Зелёной лиги Сергею Симаку, чтобы разъяснить, насколько опасно засыпать овраги и возможно ли их очистить от мусора:

— Местные жители не зря так переживают. Дело в том, что овражная система является естественной дренажной сетью, которая собирает воду с территории города. Поэтому если овраги засыпать, то нужно отдельно проектировать дополнительный дренаж. А просто положить трубу на засыпанные овраги, уповая на то, что грунтовая вода куда-нибудь чудесным образом денется, совершенно безграмотно.

По поводу «речки» – вода, которая собирается по оврагам, действительно напрямую идёт в Волгу. Никаких очистных сооружений на её пути нет. А убирать мусор и правда очень трудоёмко. Овраги слишком крутые. Техника там не проедет. Пройти даже тяжело. Собирать мусор можно только вручную. А это огромные затраты и слишком трудоёмко.

SONY DSC

Симак предлагает третий вариант. На его взгляд, он кажется оптимальным:

— Если отселить оттуда людей, снести жильё, провести рекультивацию территории и разместить на этом месте ландшафтный зоопарк без вольеров, то это было бы идеальным выходом из ситуации.

***

После того, как мы побродили по оврагам, Светлана и Андрей познакомили меня со своим соседом Владимиром. Он в 70-е годы работал в архитектурно-планировочной мастерской института «Куйбышевгражданпроект», где занимались проектированием на областных территориях. В то самое время главным архитектором там был Ваган Каркарьян.

Уже тогда Владимир жил в этом частном секторе. Говорит, любознательный был, молодой и как-то спросил у специалистов в институте, почему все посёлки застраивают, а возле Ботанического сада не трогают. И ему чётко ответили, что по геологии застраивать невозможно, потому что плывёт здесь всё. Сотрудники института даже указали точное название этой местности – плывун.

Плывун – это насыщенный водой грунт. Сам по себе он не опасен. Но способен разжижаться под сильным механическим воздействием. В итоге мы получаем ситуацию, когда невозможно ни осуществить желание местных жителей очистить, наконец, овраг от мусора, ни разрешить «Трансгрузу» засыпать овраги и что-либо строить на этой территории.

Правда наверху всё уже решили за нас. На днях Светлана общалась с бывшим председателем комитета по строительству и транспорту в губернской думе Владимиром Купцовым. Это тот самый человек, который обеспечивал связь местных жителей с администрацией и помог остановить строительство дороги вдоль Ботанического сада в конце июля. Так вот Купцов подтвердил, что проект строительства канализации на этом месте властями одобрен.

На момент публикации материала на официальном сайте «Трансгруза» информации о строительстве канализации через овраги не было. Мы будет следить за развитием событий.

Фото обложки отсюда

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»