,
В рамках спецпроекта «Энциклопедия самарских улиц» мы постепенно завершаем исследование буквы Б. Подробному обзору сегодня подвергнется улица, названная в честь прекрасного белорусского города Бобруйска. Ее историю расскажет краевед-энтузиаст Евгений Альмяшев.
Мои комментарии и дополнения к авторскому тексту будут даны курсивом.
Улица Бобруйская невелика собой, и во время ее обзора мы иногда будем отклоняться от нее на 100-150 метров влево или вправо. Ее длина составляет 1,93 километра, если считать от первых домов улицы, расположенных у перекрестка с Сепараторным переулком.
При этом Бобруйская успевает пересечь 15 разных улочек и проездов, а дойти по ней можно от окрестностей предприятия СКАДО до корпусов завода «Металлист». Она проходит по району Самары, негласно именуемым Чувашами (ударение на вторую А), о котором регулярно и не первый год пишет блогер Игорь Кондратьев.
Происхождение названия этого района местными краеведами доподлинно не расшифровано. Впрочем есть версия, которая выглядит достаточно логичной. Озвучил ее самарский блогер Владимир Нехорошев.
А теперь перейдем непосредственно к истории. На карте-схеме Самары 1927 года район Бобруйской выглядит пустоватым.
Это было незаселённое пространство между Чёрновскими садами и железной дорогой. Пятнадцатью годами позже на немецких схемах появляются геометрические фигуры, примерно соответствующие современному району улицы Бобруйской – Измайловского переулка – Южного проезда — Можайского переулка.
В дальнейшем этот отрезок Бобруйской окажется самым динамичным, а поскольку я живу метрах в 400 напротив него, то кое-что в обзоре будет из разряда «рассказов очевидца».
В годы первых сталинских пятилеток промышленное развитие Самары (Куйбышева) шло, в том числе, и вдоль железной дороги.
Толево-рубероидный завод, Мясокомбинат, производственная артель «Ход», «Сажерез» возводились рядом со стальной магистралью, давая жизнь и новым остановочным пунктам железной дороги. Одна из таких строек возникла на 133 км, увековечившись на картах города под названием «Киркомбинат».
Третий посёлок Киркомбината расположился как раз в районе будущей улицы Бобруйской. Из старых избирательных списков 1937 или 1939 гг. трудно установить, что и где располагалось точно – не было тогда здесь улиц, но наиболее приметную деталь посёлка определить можно. Это два длинных кирпичных дома в три этажа каждый, один из которых (под № 89А) стоит и по сию пору.
Мне ещё с детства памятен весьма приличный магазин игрушек, размещавшийся в той части дома № 89А, которая выходит к Можайскому переулку.
Второй такой же дом располагался ближе к Бобруйской, в районе современного высотного дома № 89. Я хорошо его помню, поскольку путь на электричку лежал мимо него. Слышал, что он сгорел где-то в конце 1980-х. Помимо этих «двух каменных домов», в 3-м посёлке располагались и жилища барачного типа.
Послевоенные избирательные списки указывают на то, что именно тогда началась застройка улицы Бобруйской на всём её протяжении. Поначалу, кстати, она называлась Южным переулком.
В 1946 году в составе 3-го посёлка Киркомбината значились школа, детсад и ясли. В 1950 году обозначена застройка по Южному переулку, располагавшемуся на месте современной Бобруйской — между улицей Стандартной и Южным проездом. В 1952 году улица Бобруйская уже сформирована по современной нумерации домов — №№ 1-131 по нечётной стороне, №№ 2-160 по чётной. Застройка тогда была исключительно одноэтажной.
В работах Игоря Кондратьева в качестве застройщиков Чувашей упоминаются рабочие заводов «Рейд» и 9 ГПЗ (бывшего «Сажереза»).
Изучение многотиражек «Рейда» не дало ничего, а вот в многотиражке подшипниковцев упоминается о застройке района 133 км в 1951 году индивидуальными домами – поначалу без их электрификации.
Езды оттуда до 9 ГПЗ было ровно три остановки электрички, а ходили они часто. В 1989 году я сам ездил так с Киркомбината до Пятилетки. Завод шефствовал над нашей школой, и мы проходили производственную практику на 9 ГПЗ.
Заметим также, что нумерация домов по Бобруйской ведёт отсчёт от Сепараторного переулка, а это очень «подшипниковое» название. По ходу 1950-х годов на Бобруйской возникли и очаги двухэтажной застройки – в Третьем посёлке Киркомбината, а также между переулком Бельским и улицей Каменногорской и между улицами Крейсерной и Витебской.
В те годы изрядной проблемой для Чувашей было отсутствие более-менее приличной школы. В 1958 году рядом с Бобруйской, по Бельскому переулку было построено здание школы № 151, дававшей неполное среднее образование.
В таких «непричёсанных» районах школа зачастую значит больше, чем просто «школа». Она проработала вплоть до 2017 года, пока её не закрыли по санитарно-гигиеническим соображениям, а весь персонал перевели в крупное и более современное здание школы № 91 на улице Балаковской.
Как раз в районе школы улица Бобруйская имеет небольшой, но очень отчётливый холм, где горизонт, кажется, можно потрогать рукой. Снимки оттуда небезынтересны, особенно в сторону СКАДО.
Предприятие СКАДО – это Самарские канатные дороги. Основано оно было ещё до войны, а на Южный проезд перебралось в 1951 году, т.е. одновременно с жилой застройкой Чувашей подшипниковцами.
По полулегендарным сведениям блогера Владимира Нехорошева, до Великой Отечественной войны канатная фабрика размещалась в районе ТЦ «Космопорт». О чем косвенно свидетельствует местный топоним — Канатный переулок. Фотографии того периода не сохранилось, но есть снимки строительства канатной фабрики на ее нынешнем месте.
С точки зрения транспортной доступности Чуваши были удобны при проезде по железной дороге, а вот «безрельсовая» связь с более обжитыми частями города была усложнена. Сюда ходил (или не ходил, если дело было по снежной зиме) автобус № 13. Он соединял Чуваши через Пятый проезд (прежнее название улицы Авроры) с заводом им. Масленникова. Фактически это был первый маршрут, проходивший через будущую автостанцию «Аврора».
До строительства комплекса Южного моста, включавшего в себя сначала путепровод через ж/д пути у Толевого (1973 год), а затем и переход через реку Самара (1974 год), улица Промышленности не имела своего нынешнего транспортного значения. На спутниковых снимках 1965 года отлично видна трасса автобусной цивилизации по Южному проезду – Бельскому переулку – улице Бобруйской в сторону завода «Металлист». Что интересно, сам завод застройку по Бобруйской не вёл.
Автобус № 13 перемещался с улицы Бобруйской на улицу Промышленности через Измайловский переулок (смотри снимок ниже).
Когда в 1964 году по улице Промышленности пустили трамвай, возникла даже одноимённая остановка. Помню, что ещё в 1987 году по направлению трамвая в сторону Авроры она располагалась не после поворота на Аэродромную, а до – вплотную к мечети. В 1940-50-е годы переулок назывался несколько иначе – Измаильский. Я был крайне удивлён списками ИО к выборам 1957 года.
По Измаильскому переулку шла граница между двумя соседними округами, и там дважды упоминался железнодорожный переезд, которым, очевидно, этот переулок завершался. Правда в отличие от других бывших переездов (у СКАДО и у Завода аэродромного оборудования, к примеру), Измаильский переезд невозможно разглядеть на старых снимках со спутников.
Перенос маршрута автобуса №13 с улицы Бобруйской и Южного проезда на улицу Промышленности произошел в 1979 году.
Произошел он, видимо, еще и потому, что улицу Промышленности наконец-то заасфальтировали. В детские годы я ещё мог наблюдать со своего балкона пассажирские ЛиАЗы, крадущиеся по узкой улице Бобруйской, но самому ездить на нём довелось только по Промышленности. С проблемами маршрута, о которых в 1976 писала «Волжская заря», лично я не сталкивался, но вполне верю в то, что в плохую погоду езда по Чувашам становилась делом адовым.
Вернёмся к спутниковой фотосессии 1965 года. На Третьем посёлке Киркомбината в рамках красного контура обозначена застройка, сохранившаяся и до наших дней.
К тому времени улица Бобруйская стала выше ещё на один этаж – в 1963 году на углу с Измайловским переулком был сдан мрачноватого вида четырёхэтажный дом под № 93А.
Позже в этом квартале появятся два пятиэтажных дома – по Южному проезду, 186 (со встроенным магазином) и по Измайловскому переулку, 10А. Первый возвели в 1973 году для работников Киркомбината. Точная дата постройки второго дома, изначально спроектированного под общежитие, неизвестна – где-то на стыке 1960-х и 1970-х годов. Сначала он был заселён работниками 9 ГПЗ, в 1979 году его передали под заселение учащимися заводского ГПТУ.
В веке XXI в этом здании разместилась колония-поселение.
Летом 1980 года моя группа покидала детский сад № 320 (Партизанская, 236), в честь чего был сделан панорамный снимок в сторону улицы Промышленности и реки Самары.
Панельные дома в кадре относятся к улице Партизанской, а высотных застроек за ними не видно – если что-то и было, в кадр не попало. Спустя 7 лет этот район смотрелся совсем по-иному.
Что тридцать лет назад, что сейчас люди в нашем городе рады заселяться в новые дома, даже в 300-400 метрах от полотна железной дороги… Сейчас современных высотных домов на улице Бобруйской насчитывается три. В 1995 году появился длинный дом № 89, в 1999 году — кирпичный дом № 89Б, а в 2011 году сюда же «ввинтили» дом на 18 этажей под номером 93.
Немалый интерес представляет улица Бобруйская и её окрестности в теологическом плане. Осенью 1990 года на соседней улице Стандартной открылась старообрядческая церковь в честь Покрова.
Подробнее о старообрядцах-беглопоповцах читайте здесь.
А на самой Бобруйской есть православная церковь. Возникла она на месте старого детского садика, когда императора Николая Второго возвели в страстотерпцы.
К Николаю II особой симпатии я не испытываю, но должен отметить тамошних звонарей — они очень хорошо играют на колоколах.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте