*В колокольных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а выражение «во вся тяжкая» означало: начать звонить в большие («тяжкая») или сразу во все колокола.

Весь христианский мир 20 апреля празднует светлую Пасху – самый значительный и важный день в календаре христианина, праздник воскрешения Христа, символизирующий победу над смертью, возрождение и обновление природы. Особый пасхальный звон после долгого молчания колоколов возвестит миру о начале новой жизни.

Этот праздничный материал, подготовленный для вас редакцией медиапортала «Другой город», познакомит вас с краткой историей колокольного дела и самарскими звонарями - людьми разного возраста, профессий и увлечений, мирянами, посвятившими свое свободное время звонарской службе.
История колокольного звона
Бубенцы и колокольчики известны с незапамятных времен. Металлические колокольчики появились намного позже и получили широкое распространение в быту практически
у всех народов Древнего мира.
Ученые полагают, что колокольчики-погремушки из высушенных плодов могли существовать еще в период неолита.
Поначалу, колокола небольшого размера клепали из листового металла - железа, меди или брозны. С появлением технологии литья, примерно в четвертом тысячелетии до н.э., их стали отливать из бронзы и других металлов. О чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

В 28 главе книги Исход, второй книги Ветхого Завета, авторство которой приписывается пророку Моисею, можно прочитать следующую инструкцию по монтажу колокольчиков на одежды для священников: 33по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета..., вокруг по подолу ее; ...позвонки золотые между ними кругом: 34золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом; 35она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.
Колокольчики использовали не только для богослужений. Они служили оберегами и одновременно украшениями для одежд, военные использовали колокола в качестве сигнального инструмента, а китайцы первыми догадались играть на колоколах, как на музыкальном инструменте. Первые наборы настроенных колоколов - карильоны появились в Китае в V-м веке до н.э.

Ранние христиане не использовали колокольчики, полагая их предметами языческого культа, как отвергали поначалу культовые сооружения и изображения. Вероятно, поэтому технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно.
Ранние христианские колокола Европы были клепаными из листового металла. (Больше всего их сохранилось до настоящего времени на территории Ирландии и Шотландии, наиболее известный из них - колокол Святого Патрика V века из Национального музея Ирландии в Дублине.)
Литьё первых христианских колоколов приписывают известному духовному писателю Понтию Меронию Павлину Милостивому, епископу города Нолы в итальянской провинции Кампанья, жившему в 353-431 гг.

Кампанья изобиловала залежами руд и глины и стала признанным центром колокольного производства.

Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие и литьем занимались монахи. Колокола были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе.
В XI веке, а именно в 1066 году, колокол впервые упоминается в русской летописи. Удивительно то, что колокол пришел на Русь не из Византии, откуда она приняла православие, а из Западной Европы.
И первые колокола на Руси были качающимися («очепными"), а мастера - иностранными. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи 1194 года, однако, с приходом в русские земли татаро-монгол литейное дело практически угасло.

Возрождение литейного дела на Руси началось в XV веке, к концу века в Москве был открыт "Пушечный двор", где лили и пушки, и колокола. Учились русские мастера у немцев и итальянцев, и в скором времени превзошли учителей. В это время в России сформировался особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма, состав колокольной меди и способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню.
Самым большим колоколом считается "Царь колокол", который начиная с XVI века переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

(Царь-колокол 1735г., Москва, Россия)
В 1600 году был отлит 2450-пудовый (около 40 т) "прадед" ныне существующего Царя-колокола. Этот колокол разбился при пожаре до 1652 г. В 1652 году из осколков колокола с добавлением новой бронзы отлили 8000-пудового следующего "Царя" (более 130 т), который был разбит через год и перелит в 1655 году в новый, еще более тяжелый колокол весом более 160 тонн (10000 пудов) - погиб при пожаре в 1701 г.
Ныне существующий Царь-Колокол весом 201,92 тонн (12327 пуда) был отлит в 1735 году. Подготовительные работы заняли около полутора лет.
Весной 1737 года во время «Троицкого пожара» загорелись деревянные надстройки над литейной ямой, в которой находился колокол, и от перепада температур колокол получил значительные повреждения, от него откололся значительный кусок весом 11 тонн.

Прежде чем был поднят и водружен на постамент в московском Кремле, Царь-Колокол более 100 лет находился в литейной яме.
К 1917 году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тысяч пудов церковных колоколов.
Стоит ли говорить том, что за первые десятилетия советской власти почти все колокола, составлявшие богатейшее культурно-историческое наследие России, были уничтожены, заводы по производству колоколов закрыты, ремесло утрачено, а профессиональные знания забыты.

В этой связи, удивительна история уникального 18-голосного колокольного ансамбля Данилова монастыря, чудом уцелевшего в эти жуткие годы. Колокола наравне с другими «предметами роскоши» были проданы за границу и в итоге оказались на башне одного из кампусов Гарвардского университета в США. После длительных переговоров, начатых еще в 80-е годы, осенью 2008 года знаменитые колокола вернулись на колокольню Данилова монастыря, а Гарвардскому университету были подарены точные художественные копии даниловских колоколов.

Фигурка всадника на площадке с колокольчиками бронза, литье 5-4 вв. до н.э. Эрмитаж, Россия

Ассирийский колокольчик, VI век до н.э. Музей колоколов г. Апольда, Германия

Терракотовый колокольчик VII в. до н.э., Тебен, Греция Музей колоколов г. Апольда, Германия

Царь-колокол 1735г., Москва, Россия

Один из самых больших колоколов из ныне действующих колоколов, весом 74 тонны. Был в 1633 году в Японии, в г. Киото

Колокол из Углича, казнённый отсечением уха и сосланный в сибирский Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами. Колокол пробыл в ссылке 300 лет, после чего был возвращён в Углич.



















Возрождение искусства колокольного литья началось в России с начала 90-х годов XX века. Первым специализированным заводом колокольного литья стало частное предприятие «Пятков и К», расположенное в Каменске-Уральском Свердловской области. Воронеж стал настоящим центром возрождения литейного ремесла, - в городе существует несколько колокололитейных мастерских и производств. Колокола производят в Москве, Питере, городе Тутаеве Ярославской области. К настоящему моменту не один десяток заводов и мастерских льет колокола для православных храмов России и всего мира.
Источники:
  1. Колокола и колокольчики: сорок веков истории. Опыт сравнительной хронологии.
  2. Из истории церковных колоколов
  3. Семантры, била и клепала
  4. Колокола и колокольчики
  5. Государственное достояние
САМАРСКИЕ ЗВОНАРИ
Оля Липинская

14 лет, звонарь Кирилло-Мефодиевского собора, ученица 8-го класса 43-й школы. Посещает кадетский корпус и музыкальную школу при духовно-просветительском центре «Кириллица» в Кирилло-Мефодиевском соборе. В планах поступить в музыкальное училище и Академию культуры и искусства. Училась колокольному звону 3 года

«Учиться колокольному звону было не сложно, помогло музыкальное образование, я с детства знаю, что такое тон, гармония и ритм».

«У каждого учителя свой звон, звонарь – это творческий человек, который звонит не ради тщеславия, а прославляя творца».

«Звон, он очень красивый - когда поднимаюсь на колокольню, я всегда радуюсь и молюсь».

Кирилло-Мефодиевский Собор, г. Самара
Собор возведен в 1994-2004 г.г. по проекту самарских архитекторов В. Пастушенко и В. Самогорова, в традиционной для русского православия форме крестово-купольного храма. Внешний облик здания запроектирован в стиле неоклассицизма с применением дорического ордера.

Кирилло-Мефодиевский собор является одним из крупнейших храмов в Среднем Поволжье. Высота храма вместе с крестом составляет 57 метров, а колокольни, - 73 метра. Он рассчитан на 3 тысяч человек. Храм трехпрестольный: главный престол – во имя святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, первый придел – в честь 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода убиенных, левый – в честь святых жен-мироносиц.

Одно из главных украшений храма – пятиярусный иконостас и многоярусные паникадила. На иконостасе, высота которого составляет 14 метров, размещено 120 икон. В храме на хранении находится частица мощей святых Вифлеемских мучеников из Иерусалима.

В октябре 1999 года строительство храма посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На территории храмового комплекса установлена бронзовая композиция, посвященная родоначальникам славянской письменности - святым Кириллу и Мефодию.

При храме действует духовно-просветительский центр "Кириллица". Воспитанники центра занимаются живописью и учатся колокольному звону, поют в хоре, обучаются игре на фортепиано, занимаются единоборствами и имеют возможность посещать кадетский корпус. Вместе с воспитателями ребята совершают паломнические поездки, участвуют в организации традиционных православных праздников, утренников для дошкольников. В центре организован оздоровительно-образовательный летний отдых.
Андрей Хайруллов

Звонарь Храма в честь Святого благоверного
великого князя Димитрия Донского,
курсант 3-го курса Самарского Юридического Института ФСИН

«Любовь к колокольному звону у меня с детства, помню, еще в школе любил по субботам слушать колокольный звон. Замечания получал от учителей за то, что постоянно отвлекался
и не внимательно слушал урок».

«Занимаюсь колокольным звоном полгода. Всегда считал, что мне «медведь на ухо наступил», но нет – звонить получается. Главное, не думать о последовательности звонов, задумаешься на секунду – обязательно ошибешься.
Поэтому, когда звоню - забываю обо всем на свете».

Храм в честь Святого благоверного великого князя Димитрия Донского, г. Самара
Храм расположен на территории Самарского юридического института ФСИН России, и был построен по инициативе и на добровольные взносы личного состава Института.
В 2013 году храм был торжественно освящен, торжественную службу в храме провел митрополит Самарский и Сызранский Сергий.

Роман Ромашов, начальник Самарского юридического
института ФСИН России:

«Нельзя в нашей системе служить людям неверующим… Ну и, кроме того, общение с осуждённым предполагает, конечно, и духовно-нравственные аспекты, которые могут воспитывать не только преподаватели, но и священнослужители».

Сергий, митрополит Самарский и Сызранский:
«Чувство безнаказанности проистекает от утраты веры, и возвратить веру, особенно в эту сферу, жизненно необходимо и важно, потому что сегодня мы стремимся построить гражданское общество».
Савва Зорин

Звонарь храма в честь Святого Вознесения Христова, студент театрального факультета СГОА (Наяновой), обучался в школе звонарей

«Научиться звонить в колокола совсем не сложно,
звонарем может быть совсем глухой человек,
но одного чувства ритма, конечно, недостаточно».
«Каждый звонарь никогда не играет один и тот же звон, повторить звон второй раз не удастся, каждый раз он играет что-то новое».

«Звонарь - это и творчество и служение».

«Я люблю экспериментировать, но предпочитаю это делать на малой учебной звоннице, потому что люди, выходящие со службы, могут не понять меня, если услышат с колокольни даб-стэп.»

«Однажды участвовал в удивительном фестивале звонарей в Евпатории. Это был семейный фестиваль. Люди, которые никогда не играли на колоколах, поднимались на звонницу, становились за пульт и начинали звонить. О фестивале я узнал случайно и решил поучаствовать. Занял первое место, в награду получил грамоту с гербом Украины и плюшевого тюленя».

Храм в честь Святого Вознесения Христова (Храм Вознесения Господня, Вознесенский Собор),
г. Самара
Вознесенский храм был возведен в 1841-1848 г.г. и представлял собой однокупольную базилику с колокольней, увенчанной тонким шпилем. В работе над проектом участвовали архитекторы из Санкт-Петербурга, и вполне закономерно, что храм был построен в строгом и лаконичном стиле.

По рассказам очевидцев собор имел богатое внутреннее убранство. В последующие годы собор неоднократно перестраивался.

К моменту образования Самарской губернии Спасо-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 г. он получил статус кафедрального собора. 31 марта 1851 г. В этом храме состоялись торжества по случаю открытия Самарской епархии. В этот день, день Вербного воскресенья под сводами храма был зачитан Указ Святейшего Синода об образовании Самарской епархии и совершен благодарственный молебен.

В 1877 году в соборе было освящено вышитое в Иверском женском монастыре легендарное Самарское знамя, ставшее символом борьбы болгарского народа за освобождение от турецкого ига.

После революции храм закрыли и разместили в нем клуб кустарей. Колокольня и купол были сломаны. С 1941 г. здание храма использовалось под военный склад.

В 1993 году началась реставрация храма. Проект реконструкции разработали архитекторы В. Самогоров и В. Пастушенко. Осенью 1997 года на храм водрузили главный купол, а летом 1999-го восстановили 56-метровую колокольню. К настоящему времени восстановлен первозданный облик храма. При Вознесенском храме действует богадельня, воскресная школа и церковная библиотека с читальным залом.
Алексей Яковлев

Звонарь Храма в честь Рождества Христова, Царевщина

«Рядом с храмом автобусная остановка и мне с колокольни видно, как люди-роботы все время куда-то торопятся и бегут, погруженные в свою в мирскую суету. Они все как будто погружены в транс, и чтобы выйти из этого транса, людям нужен «спецсигнал». Первый звук благовеста, и я вижу оживление. Люди поднимают голову, некоторые останавливаются. Выражаясь современным языком любителей науки и техники, у людей происходит перезагрузка операционной системы».

«У нас, в православии сохранилась уникальная традиция колокольного звона. На христианском западе либо бьют о раскачивающийся колокол, либо играют мелодии на карильонах. Это наборы колоколов, которые специально отливаются по тонам и выстраиваются в несколько октав. Звонарь на карильоне играет по нотам, как на фортепиано. В основе православного звона лежит ритмический рисунок и взаимодействие тембров колоколов. Красота звона, или, благозвучие во многом зависят от мастерства звонаря».

«Колокольный звон - это искусство импровизации. Конечно, есть определенные каноны звонов, но если случается душевный порыв, и я чувствую поддержку, звоню, так, что сам удивляюсь. Поэтому иногда звоню не по программе».

«Перед тем, как подняться на колокольню, звонарь должен провести определенную внутреннюю работу, он должен оставить на земле свои проблемы, обиды и горести. Звонарь должен рассказывать людям о Боге, а не о своем плохом настроении».

«Колокольный звон должен приносить только мир, радость и спокойствие нашему внутреннему миру от страстей, если колокольный звон развивает страсти, он не имеет ничего общего с православным».

«Случается мне участвовать в фестивалях колокольного звона. С одной стороны фестиваль – это здорово, звонари получают возможность общаться, обмениваться опытом. Но звонарь может не справиться с испытанием «медными трубами», может соблазниться похвалой, славой и возгордиться. Поэтому лучше подходить к позиции служения, а не творчества. В первую очередь - это служение Богу».

Храм Рождества Христова в селе Царевщина Самарской губернии
Храм был возведён в 1833 году на средства местной помещицы Е.В. Дашковой. Храм был пятикупольным, покрыт листовым железом, окрашен медянкой. Кресты на главах – деревянные, шестиконечные, обитые белой латунью. Стены оштукатурены, окрашены желтой краской и побелены.

В этой церкви служил священномученик Константин Сухов, причисленный в 2001 году к лику святых. Он отстаивал православие в первые годы советской власти, за что был расстрелян в 1918 году.

В 1931 году храм был закрыт, а его помещение использовалось под клуб, зернохранилище, хранилище химикатов, мастерскую. Затем здание было заброшено и постепенно пришло в запустение.

12 января 1989 года по ходатайству жителей посёлка Волжский, церковь была передана верующим и полностью отреставрирована к 1996 году. 28 июля 1996 года она вновь была освящена Епископом самарским и сызранским Сергием.

12 октября 1999 года храм посетил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Храм находится у подножия знаменитого Царева кургана и является одним из памятников провинциального классицизма. У стен церкви похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин (1804—1847).

В наши дни приход ведет активную культурно­-просветительскую деятельность. При Волжской Средней Школе существует духовный хор. Каждые летние каникулы работает детский православный лагерь при школе и храме. Организуются паломнические поездки детей по монастырям Поволжья.
Александр Макаренко

Звонарь Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, эколог.

«Я всю жизнь увлекаюсь музыкой, играю на саксофоне, хоть и непрофессионально».

«Во время игры на колоколах я стараюсь раствориться в музыке, стать частью звона. Я получаю эстетическое удовольствие, когда слышу как звучат колокола, и испытываю при этом трепет, я чувствую эти вибрации внутри себя».

«Экспериментирую, если чувствую, что могу сыграть что-то красивее».

«Учиться колокольному звону совсем не сложно, как, наверное, на любом музыкальном инструменте - главное уловить принцип игры. Существует три группы колоколов: басовая группа - они управляются, как правило педалью, далее по высоте звучания - группа теноровых или альтовых колоколов, и зазвонные (триольные) колокольчики - они самые звонкие. На ритмическом рисунке
и контрасте звучания колоколов в этих трех основных регистрах и строится игра на колоколах».

Храм в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы, Самара.
Храм по проекту архитектора В. Святкина в течение одного года, освящен и действует с 2013 года.
Основные виды звона
Благовест

Это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Перезвон
Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол.
Водосвятный перезвон

Используется для чина посвящения в архиереи, перед малым освящением. Во время перезвона звонарь будет звонить по 7 ударов в каждый колокол, от самого большого, до самого маленького. Число 7 в Православии означает полноту силы и славы Господа. «Звон на Крестный ход» относится к звонам праздничного характера и звонится во время крестных ходов. Звон по характеру праздничный и торжественный.

Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря).
Будничный звон

Звонится до и после будничных, не праздничных, богослужений. Звон по характеру спокойный и торжественный.
Встречный звон

Относится к звонам праздничного характера — звонится при встрече Святейшего Патриарха, Владыки, а также почетных гостей Православной Церкви. Носит приподнято праздничный характер, исполняется радостно, но с чувством торжества и сдержаности.
Малиновый звон Пасхальной седмицы

В первую наделю Пасхи, звонили целодневные звоны, такая неделя называлась «Звонильной». Один из звонов Светлой седмицы - «Малиновый», он по характеру веселый, радостный и даже плясовой. В нём звонарь отражает радостное событие в жизни Православной Церкви, а также демонстрирует красоту звучания колоколов и свое уникальное искусство владения ими.
Праздничный трезвон

Относится к Праздничным звонам, исполняется в дни особо торжественных событий в Церкви. Радость православного человека, в частности звонаря, исполняющего «Трезвон», выражена в насыщенной ритмике, в темповой активности и фигурном разнообразии.
Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище “баран”, “беспутный” и, как правило, исключался из звона.
Красный звон во все колокола поражает своей мощью и красотой на Великие праздники. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный “звон-хор”.
Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики.
При подготовке использовали материал с сайта:
  1. Основные церковные колокольные звоны
Записывать колокола на аудио-носитель - вещь крайне сложная и неблагодарная. При всём старании результат заметно хуже оригинала. Большинство микрофонов просто не " заточено" под такого рода звуковые спектры. Кроме того, колокольная музыка крайне свободолюбива. Наш звукорежиссёр -кудесник Антон Залыгин, проехал по пяти колокольням Самары и окрестностей , записал " колокола на пленере", и попробовал интегрировать особенный звук колоколов в собственные музыкальные ощущения.